Классицизм и романтизм в русской культуре 19 века
Первая половина 19 века была насыщена политическими и общественными событиями: две войны с Наполеоном, восстание декабристов, надежды на отмену крепостного права, создание тайных антиправительственных организаций. Большой подъём в обществе после победы в Отечественной войне 1812 года привёл к возникновению чувства гордости за страну, усилил восприятие её как мощного государства. Это дало новый толчок развитию классицизма в искусстве. 1820-30-е годы получили название «золотого века» русской культуры. Это расцвет творчества Пушкина в литературе, Глинки в музыке, Брюллова в живописи, Росси в архитектуре. Особенностью русской культуры было то, что параллельно с классицизмом (часто в творчестве одних и тех же авторов) развивался и романтизм, в то время как в Европе они противостояли друг другу. Почвой для развития романтизма послужило разочарование в итогах победоносной войны, никак не повлиявших на внутреннюю политику. Недовольство закоснелыми порядками, усиление надзора государства за любым проявлением свободной мысли и преследование неугодных вызвало у многих творцов уход в описание внутренней жизни человека, в создание фантастических образов.
|
|
Идея сильного, мощного государства вдохновляла создателей петербургской классицистской архитектуры первой половины 19 века. Значимыми для них были идеи античности. Так, одним из первых зданий, построенных в столице в начале века, стала Биржа (архитектор Тома де Томон) в виде античного храма-периптера. Будучи помещением для таможни и склада товаров, она одновременно выражала идею восхваления русского флота через установленные рядом Ростральные колонны, украшенные носами кораблей.
Тома де Томон. Биржа и Ростральные колонны
Тип древнеримской триумфальной колонны проявил себя в Александрийской колонне на Дворцовой площади, созданной в честь победы над Наполеоном (архитектор Огюст Монферран). Её высота 47, 5 метров; украшена 4-х метровой фигурой архангела с лицом Александра I.
Многие постройки того времени отличаются не только использованием классических античных форм, но и особым размахом, большими масштабами. Так, символом славы Петербурга стало здание Адмиралтейства, построенное Андрианом Захаровым. Длина его главного корпуса – 400 метров, а шпиль, установленный над ионическим периптером центральной башни, является одной из главных вертикалей Петербурга.
Величественные классицистские здания создал в столице Карло Росси. Этот архитектор мыслил не отдельными сооружениями, а целыми комплексами, перестраивая районы города, сочетая постройки с огромными площадями. Самым нарядным снаружи и внутри из его зданий является Михайловский дворец с огромными светлыми залами (ныне – здание Русского музея). Росси принадлежит комплекс зданий Сената и Синода, Александринский театр с прилегающими постройками (в одной из них находится Академия балета имени Вагановой). Он завершил Дворцовую площадь грандиозной дугой здания Главного штаба, контрастирующего своей классической строгостью пышному барокко Зимнего дворца.
|
|
К. Росси. Здание Главного штаба на Дворцовой площади
В течение первой половины 19 века в Петербурге были построены два больших храма. Казанский собор, созданный архитектором Воронихиным, был закончен перед войной 1812 года и поэтому стал восприниматься как храм-памятник русской славы. Под его сводами находится могила Кутузова. Здание храма скрыто величественной полукруглой колоннадой, выходящей на Невский проспект. Здесь явно использована идея колоннады собора Святого Петра в Риме.
Ещё более величествен Исаакиевский собор (архитектор Монферран). Его купол – самый высокий в Петербурге (101,5 м). Он держится на четырёх огромных столпах внутри здания. Внутри собор украшен малахитовыми колоннами, стены расписаны фресками. Это самый грандиозный храм в Петербурге.
А. Воронихин. Казанский собор
О. Монферран. Исаакиевский собор