Фонетика и фонология. Понятие фонемы

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой уровень языка, т.е. звуки речи и правила их сочетания в слове и в потоке речи, состав звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков, фонетика изучает слоги, ударение, интонацию.

В 19 в. возникла и развивалась экспериментальная фонетика, которая использовала звукозаписывающие инструменты. Привлекались методы физики, анатомии, физиологии человека. В конце 19 - начале 20 в. возникла фонология (она была разработана в трудах Л.В. Щербы, Н.С. Трубецкого). С этим фактом связывается зарождение современной лингвистики. Термин фонема  обозначает основную звуковую единицу языка, тип звука. Фонема как абстрактная единица языка противополагается звуку (фону) как конкретной единице, в которой фонема реализуется в речи. Фонему можно определить как мельчайшую единицу звуковой системы языка Фонема – не всякий звук языка, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звуковые оболочки морфем и слов. Например, редуцированные гласные [ь, ъ] в современном русском языке не являются самостоятельными гласными фонемами, а вариантами фонем (а, о, э) В большинстве языков мира вибрант [р] и плавный [л] - различные фонемы (ср.: рак и лак, Марина и малина), тогда как в японском языке звука [л] нет, и в заимствованных словах любое [л] произносится как [р]: Лиссабон - Рисабой, Лондон – Рондон. Современное учение о фонеме не является однозначным. Существуют подходы московской, петербургской фонологических школ и пражской лингвистической школы. Представители московской фонологической школы Аванесов Р.И., Реформатский А.А. и др. связывают понятие фонемы с понятием морфемы и считают, что в одной и той же морфеме состав фонем должен быть одинаковым.

Петербургская (ленинградская) фонологическая школа считает, что в одной и той же морфеме состав фонем может быть различным: Пражская лингвистическая школа считает, что в позиции нейтрализации противопоставление фонем «снимается», исчезает, следовательно, нет необходимости определять конкретную фонему. В такой позиции выступает не фонема, а архифонема – совокупность дифференциальных признаков, общих для двух нейтрализовавшихся фонем: луг – лук (г/к), т.е. об архифонеме говорится и тогда, когда слабую позицию можно перевести в сильную.Фонемы выполняют перцептивную и сигнификативную функции. Перцептивная функция – это функция доведения до восприятия. Сигнификативная функция фонем означает, что они способны различать морфемы и слова: бар – пар, дом – дым.

В речевом потоке фонемы находятся в разных позициях. Эти позиции бывают сильными и слабыми. В слабой позиции часто происходит нейтрализация двух или более фонемВследствие нейтрализации согласных появляются пары слов, которые звучат одинаково, но имеют разное написание и значение: рус. луг [лук] и лук [лук], гриб [грип] и грипп [грип]; нем. Bund [bunt] \"союз\" и bunt [bunt] \"пестрый\". Понятия фонема и звук (фон) не совпадают, т.к. фонема не всегда равняется звуку, например, фонема состоит из двух звуков, если речь идет о дифтонгах: англ. fly [flai] «летать», нем. Haus [haus] «дом».

Акустический аспект изучения звуков.

Колебат. движение обладает определ. физическими свойствами, кот. изучаются акустикой речи. Акустика речи складывается из учения о видах колебат. движ., тембре, высоте, интенсивности и продолжительности, т.к. каждый звук в физическом плане обладает качественными характеристиками – высотой, силой, тембром и количественной характеристикой – длительностью. Звуки делятся на тоны и шумы. Тонами явл музык. звуки, возник. в результ. периодических колебаний звучащего тела, напр голос связок, струн музык инструментов. Шумы представляют собой немузык. звуки, кот. возник в результате непериодических колебаний звучащего тела, напр. губ, языка. Звуки речи различаются по высоте, силе (интенсивности), тембру, длительности. Высота звука определяется числом колебаний Измеряется в герцах. Сила звука опред. размахом колебаний; это зависит от напора воздушной струи. Единица измер. силы звука-децибел. Звук образ сложными колебат. движ. голосовых связок, кот. дают звуковую волну, образующ основной тон звучания. На основной тон накладываются обертоны – дополнительные тоны. Для чел. речи резонаторами служат органы ротовой и носовой полостей. Так образуется тембр. Тембр – это совокупность основного тона и обертонов, специфическая, характ. для каждого звука окраска, создаваемая обертонами. Звуки речи различ между собой и по длительности. Основной тон и обертоны образуют спектр звука, его формантную структуру. Акустически между гласными и согласными не проводится резкой грани, а устанавл. связь между ними


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: