Выполнить все задания с обязательным прослушиванием музыки, включая и рисование под музыку

Проверьте у себя уровень музыкального восприятия:

– в слушании;

– в пении;

– в музыкально-ритмических движениях.

I. Слушание музыки.

Задание 1. Наблюдение за проявлениями себя в процессе восприятия музыкальных произведений. Автор А.Г. Гогоберидзе

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса к восприятию музыки.

Предлагается для прослушивания (1– 1,5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

1) сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

2) воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

3) проявление интереса к слушанию музыки;

4) наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

5) адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:

1 балл – низкий уровень музыкального восприятия: ребенок отвлекается, не слушает;

2 балла – средний уровень музыкального восприятия: внешние проявления выражаются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер;

3 балла – высокий уровень музыкального восприятия: проявление яркое, без инициативы взрослого.

Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень музыкального восприятия:

24 – 30 баллов – высокий;

20 – 24 балла – средний;

до 20 баллов – низкий.

Задание 2. Индивидуальная беседа о характере музыкального произведения. Автор Т.А. Барышева

Цель: выявление уровня восприятия музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности.

После прослушивания отрывков (задание 1) выбираете из предложенных слов, определяете характер музыкального произведения. Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О.П. Радыновой).

Для прослушивания детям предлагалось произведение П.И. Чайковского – Марш из балета «Щелкунчик»

 

Веселая, игривая, задорная, звонкая, забавная, скачущая, солнечная, танцевальная. Спокойная, гордая, мужественная, грозная, сердитая, торопливая, праздничная, маршевая. Отважная, грубая, беспокойная, стремительная, осторожная, прозрачная, суровая.

 

Далее для прослушивания предлагалась «Песня жаворонка»

 

Мечтательная, ласковая, задумчивая, светлая, легкая, плавная, печальная, шутливая. Звонкая, жалобная, протяжная, неторопливая, спокойная, тревожная, сдержанная, утренняя. Улыбающаяся, тоскливая, обиженная, сердитая, сказочная, волшебная, осторожная, скачущая.

 

Если правильно выявили характер музыкального произведения и подобрал 6 – 7 слов оценивается на 3 балла – высокий уровень, 4 – 5 слов оценивается на 2 балла – средний уровень, 2 – 3 слова оценивается на 1 балл – низкий уровень.

 

Задание 3. Прием выявления музыкально-цветового восприятия. Автор П.В. Халабузарь.

Цель: определение возможностей восприятия музыкального произведения и отражение воспринятого через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Закономерная взаимосвязь между эмоциями и цветом (А.Н. Лутошкин и др.) позволяет ввести в качестве дополнительного диагностического материала ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний. Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии константное соответствие определенных цветовых оттенков различным тональностям эмоциональных состояний человека.

Предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения П.И. Чайковского («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию.

 

ВАША ЗАДАЧА НАРИСОВАТЬ РИСУНОК ПОД МУЗЫКУ.

 

Задача– с помощью эмоционального кода воссоздать модальный цветовой образ музыкальной композиции.

Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии. Предложенные мелодии отличаются эмоциональным настроем.

Этот прием художественного творчества позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, что они уже не просто выбирают карточку на заданную тему, а стараются использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыкального произведения, понимают, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.

Задание считается выполненным, оценивается 3 баллами, если ребенок правильно выбрал карточку с характером музыки или допустил 1– 2 ошибки (высокий уровень).

Задание считается выполненным, оценивается 2 баллами, если ребенок допустил 3 – 4 ошибки (средний уровень).

Задание считается выполненным, оценивается 1 баллом, если ребенок допустил 5 ошибок и более (низкий уровень).

Задание вызвало у детей затруднения. Дети не внимательно вслушивались в музыку, просили повторить, не могли объяснить, почему именно эта карточка подходит к данной мелодии, начинали отвечать наугад. Но некоторые дети отвечали и объясняли сразу, не сомневаясь в ответе.

 

Выявление музыкального восприятия в процессе музыкально-ритмических движений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: