Когда-то именно здесь, в заброшенном ныне районе на востоке города, кипела жизнь

 

«Родом я со второго участка!» - такие слова еще можно услышать от старожилов нашего города. Но большинство жителей наверняка переспросят: где этот «второй участок», был ли участок первый, сколько участков было всего?..

 

Были и первый, и шестой

Ответ знают в Северодвинском городском краеведческом музее. Были в молодом поселке Судострой и первый участок, и второй. Даже шестой участок успели построить за полтора года до того, как появились привычные нам наименования улиц! Но время стёрло с лица земли первые жилые кварталы, и их наименования тоже постепенно вытесняются из памяти.

 

Летом 1936 года первые строители начали заселять единственное незаболоченное место в округе – площадку около Николо-Корельского монастыря. Эта территория получила название «Первый участок строительства» и застраивалась очень быстро. Но уже через два года двухэтажные дома, бараки, общественные здания, улицы были снесены – на их месте стали вырастать заводские цехи. Истории первого участка мы ещё посвятим отдельное исследование. А сегодня речь о «втором участке» - жилом микрорайоне, который благополучно просуществовал вплоть до начала 1970-х.

 

Транспортная улица, Школьный переулок

Если продвигаться по Ягринскому шоссе в сторону моста, можно увидеть поворот вправо, на улицу Транспортную. Это наименование улица получила в конце 1937 года. В газете «Сталинец» от 8 января 1938 года читаем: «Улицу, проходящую по посёлку транспортного города от деревообделочного цеха до биржи лесоматериалов, наименовать Транспортная улица. Улицу, проходившую по новому каркасному поселку от начала его до деревообделочного цеха, наименовать улица Двинская.

 

Эти улицы были основными в жилом районе, который в официальных документах называли транспортным городком, а в народе – «вторым участком» и позднее Двинским посёлком. Транспортная получила свое название, потому что на ней были расположены гаражи и подсобные помещения автоотдела стройки, созданного уже в июле 1936 года. Именно для работников автоотдела и были построены первые дома на втором участке.

 

Двинская улица шла перпендикулярно реке, начинаясь от лесообрабатывающего завода, впоследствии ДОК-2.

 

Вскоре на втором участке появились Школьный переулок – вблизи школы – и Западная улица (парадокс, но географически она разместилась на востоке города).

 

К 1938 году на втором участке построили более 40 домов, в основном одноэтажных бараков. Предназначались они для общежитий.

 

Старожилы вспоминали, что бараки казались непропорционально длинными. Комнаты располагались по всей длине коридора, большинство домов имело два входа в торцах, а в центре была общая кухня. В таких общежитиях проживало большое количество рабочих, их семей.

 

Второй участок был одним из многолюдных районов посёлка Судострой, а затем города Молотовска. Здесь был построен рабочий клуб, котельная, пожарная каланча, школа. После войны в Двинском поселке был организован первый в городе кинотеатр «Пионер». Житель участка Борис Патраков вспоминал: «Два, а то и три раза в неделю можно было посмотреть фильм. Зрительный зал в кинотеатре был маленьким, человек на 100-120, и было в нём зимой постоянно холодно, но люди с удовольствием (иногда для получения этого удовольствия нужно было являться со своими табуретками) ходили в кино. Популярность кинотеатра, видимо, во многом зависела от предприимчивости механика: в «Пионере» новые фильмы показывали чаще и раньше, чем в городе». Кинотеатр расположился в одноэтажном здании барака, построенного еще в конце тридцатых.

 

Закат Двинского посёлка

А жилых домов на втором участке в послевоенное время уже не строили. В 1947 году в основных положениях нового генерального плана города было записано: «Запретить новое жилищное строительство в районе транспортного городка, находящегося в зоне санитарной вредности промышленной ТЭЦ». А в следующем генплане, который был разработан к 1959 году, предусматривалось поэтапное расселение второго участка по другим микрорайонам.

 

К слову, по данным того же плана, в конце 1950-х годов на этой территории проживало лишь около 200 человек. В 1960-е годы дома стали расселяться. Жильцы отживших свой век бараков получили благоустроенные комнаты и квартиры на острове Ягры и в городе. Пустующие здания сносили. Двинской посёлок понемногу приходил в упадок…

 

В наши дни редкому прохожему, зашедшему в район второго участка, уже трудно определить, где стояли дома. На их месте вырос кустарник. Пройдя по улицам Транспортной, Двинской, Западной, Школьному переулку, можно увидеть лишь несколько одноэтажных домов и единственный сохранившийся двухэтажный.

 

Анастасия ЦВЕТКОВА, научный сотрудник городского краеведческого музея

 


 

 

Первая ёлка на первом участке

01.01.2016

 

Фото из фондов СГКМ

 

В дореволюционной России и в первые годы советской власти главным зимним праздником считалось Рождество. Но в 1929 году его запретили в рамках атеистической кампании. Идеологически неверному празднику решили противопоставить Новый год. Впервые в СССР его стали праздновать в 1935 году – 80 лет назад! А первая ёлка в строящемся посёлке была поставлена к Новому, 1937 году.

 

Можно сказать, что это была одна из первых ёлок в стране. Первую ёлку Судостроя сохранила эта фотография, датированная концом 1936 года. Фото сделано с самой высокой точки строительства – колокольни Николо-Корельского монастыря. Сверху очень хорошо видно, как изменился безлюдный болотистый берег за полгода – с того дня, как сюда прибыли первостроители. Всюду деревянные одно- и двух-этажные дома. В центре свободное от застройки пространство. Именно оно стало первой площадью Судостроя. В декабре 1937 года, когда улицы посёлка получили свои названия, эта площадь стала Октябрьской. Такое название неслучайно. В правом нижнем углу фото можно увидеть деревянную постройку в виде прямоугольника – это трибуна. Она была построена к 19-й годовщине Октябрьской революции – в ноябре 1936 года. Вскоре, к лету 1937 года, её перестроят и появится новая большая трибуна в виде корабля. Здесь, на Октябрьской площади, до 1939 года проходили все митинги молодого города.

 

В правой части фотографии ёлка. Она стоит на постаменте, вокруг неё – хоровод из маленьких ёлочек. Ёлка стоит недалеко от линии электропередач, но ток к ней не проведен – электрическая иллюминация не была запланирована. Да и на Октябрьской площади нет уличных фонарей.

 

В центре фотографии то, что остаётся для нас загадкой. Круг, огороженный скамейками, очень похож на каток. Каток действительно появится в Судострое, но это случится годом позже – к Новому, 1938 году. А пока через круглую площадку тянется тропинка, по которой идут редкие прохожие. Всего мы насчитали 15 человек, а сколько ты, внимательный читатель?

 

Ещё одна деталь эпохи. Перед двухэтажным домом в землю вбиты четыре столба, образующие квадрат. В верхней части они соединены между собой поперечными перекладинами. Видно, что сооружение довольно высокое – на уровне второго этажа соседнего дома. На эту высоту можно подняться по вертикальной лестнице. Сбоку пристроен турник. Скорее всего, это спортивный комплекс, на котором тренируются пожарные. Обратите внимание – народ приспособил конструкцию для сушки белья.

 

То, что мы видим на фотографии 79-летней давности, в XXI веке выглядит совсем по-другому. Лесную красавицу на главной площади города сменил пластиковый аналог. Город освещён яркими огнями. По широким тротуарам спешат сотни людей, по дорогам города мчатся автомобили. Да и место съёмки с 1939 года преобразилось. Строящийся завод поглотил первый участок с его улицами, домами, клубом и будущим катком.

 

Но эта старая фотография из музейного альбома должна напомнить всем нам и о приближающемся празднике, и об истории города.

 

Анастасия ЦВЕТКОВА, Любовь КАРПОВА,

научные сотрудники Северодвинского городского краеведческого музея


 

Вокруг «Полярного» на машине времени

07.11.2015

 

Демонстрация 7 ноября 1979 года

 

7 ноября – красный день календаря! 1979 год – 62-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. По улице Ломоносова движется праздничная демонстрация трудящихся.

 

Справа дом 76, еще совсем молодой и в первозданном виде – задолго до злополучного «Магнита». Впрочем, и тогда помещения квартир могли быть нежилыми. В 1967 году в одной из квартир на первом этаже этого дома была детская библиотека, и мы, первоклашки, ходили туда за книжками…

 

А какими были дома этого района в иные годы? Снимки, которые делал мой папа, Михаил Арсентьевич, позволяют это вспомнить. Вот 1964 год. Вдали, на ул. Карла Маркса, идет интенсивное строительство пятиэтажек, слева торцом стоят дома на пр. Труда, перед ними через два года, в 1966-м, построят среднюю школу №19 (пр. Труда, 25), ныне в этом здании специальная школа. А на переднем плане, где на фото пока еще пустырь, скоро построят магазин «Полярный».

 

Третий кадр: зима 1966 года, как раз строится «Полярный» (ул. Ломоносова, 74). Вокруг уже видны построенные дома.

 

1969 год. Перекресток пр. Труда и ул. Ломоносова. Вдали, за магазином «Евгений», город заканчивается. Еще только начинает обустраиваться ул. Орджоникидзе. На фото, если приглядеться, можно увидеть старый кольцевой автобус №3. Но как же быстро рос город! Еще в 1965 году, когда ул. Ломоносова заканчивалась за нашим домом 67, на противоположной стороне не было домов, а на месте этого перекрестка устраивались соревнования мотоциклистов.

 

Есть ещё снимок «Полярного», но уже в 1987 году. Магазин тоже еще в своем первоначальном облике, до сравнительно недавнего расширения. Далеко еще и до пластиковых окон. Деревья еще сравнительно невысоки, и газоны окружены аккуратными заборчиками.

 

Надежда УСАЧЁВА

 

 

Проходя по Советской

21.06.2015

 

Дом Cоветов на Советской. Фото из альбома А.Е. Ткаченко

 


 

 

Родной Беломорский

24.05.2015

 

Молотовск, Беломорский проспект. Фото из архива Анатолия Ткаченко

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: