Электрическая схема стеклоочистителя
Рис.1. Электрическая схема стеклоочистителя:
1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания;
4 – электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 5 – выключатель электродвигателя насоса; 6 – переключатель стеклоочистителя; 7 – реле прерывистого режима работы стеклоочистителя; 8 – редуктор привода с концевым выключателем исходного положения щёток; 9 – термобиметаллический предохранитель в редукторе; 10 – блок предохранителей; А – нумерация контактов
Неисправности стеклоочистителя
Основные неисправности стеклоочистителей и их причины:
1.1. При включении стеклоочиститель неработает:
- плохой контакт в креплении наконечников проводов или обрыв провода, подключенного к предохранителю,
- неисправности предохранителя,
- срабатывание предохранителя вследствие заклинивания рычагов привода,
- заедание в редукторе,
- неисправности электродвигателя,
- неисправности переключателя,
|
|
- примерзание щеток к стеклу.
Исправность проводов и крепление клемм проверяют с помощью лампы или вольтметра.
Неисправный электродвигатель снимают и после разборки устраняют возможные зависание щеток, очищают коллектор от угольной пыли, очищают пазы между пластинами коллектора, устраняют заедание в редукторе.
1.2. Стеклоочиститель работает только на одной скорости при установке рычага переключателя в любое рабочее положение:
- обрывом провода от переключателя до клеммы стеклоочистителя,
- нарушение контакта в переключателе,
- зависание щетки.
Последнее устраняют после разборки электродвигателя. Переключатель проверяют контрольной лампой от аккумуляторной батареи.
1.3. Стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме.
О брыв спирали термобиметаллической пластины реле или обрыв в цепи обмотки этого реле.
1.4. Щетки ударяются о детали кузова.
Неисправность здесь очевидна — неправильная установка рычагов щеток на осях привода.
Проверка технического состояния узлов и деталей стеклоочистителя
Проверка исправности электродвигателя стеклоочистителя СЛ136"напрямую" - без переключателя и реле РС431 (на автомобиле ГАЗ-3102 «Волга»). Отсоединяют колодку электродвигателя. Подключают проводники от аккумуляторной батареи к двум верхним клеммам колодки (рис.2). Для проверки работы на первой скорости соединяют проводником среднее верхнее и нижнее правое контакты колодки. При проверке работы на второй скорости - соединяют средние контакты колодки.
Рис. 2. Проверка стеклоочистителя ГАЗ-3102 без переключателя
|
|
Исправный стеклоочиститель должен работать на первой и второй скоростях. Число двойных ходов в минуту на малой скорости не более 45, а на большой скорости — не менее 50.
Исправность переключателя проверяют контрольной лампой от аккумуляторной батареи.
Проверка исправности реле прерывистой работы - подключают контрольную лампу от аккумуляторной батареи по схеме Рис. 3.
Рис. 3. Проверка реле прерывистой работы стеклоочистителя
При исправном реле контрольная лампа будет мигать с частотой 7—19 циклов в минуту. Для регулировки частоты срабатывания реле подгибают в ту или иную сторону верхнюю пару неподвижных контактов. При замкнутых верхних контактах зазор между якорьком и сердечником реле должен быть 1 мм, а при замкнутых нижних контактах — 0,4 мм.
На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 нарушение работы стеклоочистителя и омывателя может произойти из-за неисправности реле 52.3747. Работой этого реле управляет электронная схема. Для проверки реле на автомобиле подсчитывается количество циклов (двойных ходов) щеток стеклоочистителя в минуту.
При работающем двигателе, исправном стеклоочистителе и температуре окружающей среды 15—25 °С реле должно обеспечивать 10—18 циклов в минуту, переключение очистителя на малую скорость при включении омывателя. После выключения омывателя лобового стекла реле должно обеспечить 2—4 цикла работы стеклоочистителя.
Для проверки реле его снимают с автомобиля и собирают схему, показанную на рис.4а. При разомкнутых выключателях контрольная лампа не должна гореть. Для проверки реле в режиме прерывистой работы замыкают выключатель 1, при этом лампа должна замигать. При замыкании выключателя 2 (включение стеклоочистителя и омывателя) лампа должна загореться, а после выключения - должна гореть несколько секунд.
Рис. 4. Проверка реле 52.3747 стеклоочистителей (а) и реле времени 45.3747 омывателей заднего стекла (б) автомобилей ВАЗ-2108, -2109
Реле 45.3747 времени омывателя заднего стекла проверяется по схеме, показанной на рис. 4б. Замыкают и сразу размыкают цепь выключателем 1. После того как загорится контрольная лампа, секундомером измеряется время до выключения лампы. Оно должно составить (5±0,6) с. Для измерения силы тока, потребляемого реле, замыкают цепь выключателем 2, а затем включают и сразу выключают 1. Во время горения лампы амперметр должен показывать силу тока не более 0,18 А.