Проверка технического состояния узлов и деталей стеклоочистителя

Электрическая схема стеклоочистителя

 

 

Рис.1. Электрическая схема стеклоочистителя:

1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания;

4 – электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 5 – выключатель электродвигателя насоса; 6 – переключатель стеклоочистителя; 7 – реле прерывистого режима работы стеклоочистителя; 8 – редуктор привода с концевым выключателем исходного положения щёток; 9 – термобиметаллический предохранитель в редукторе; 10 – блок предохранителей; А – нумерация контактов

 

Неисправности стеклоочистителя

 

Основные неисправности стеклоочистителей и их причины:

1.1. При включении стеклоочиститель неработает:

- плохой контакт в креплении наконечников проводов или обрыв провода, подключенного к предохранителю,

- неисправности предохранителя,

- срабатывание предохранителя вследствие заклинивания рычагов привода,

- заедание в редукторе,

- неисправности электродвигателя,

- неисправности переключателя,

- примерзание щеток к стеклу.

Исправность проводов и крепление клемм проверяют с помощью лампы или вольтметра.

Неисправный электродвигатель снимают и после разборки устраняют возможные зависание щеток, очищают коллектор от угольной пыли, очищают пазы между пластинами коллектора, устраняют заедание в редукторе.

1.2. Стеклоочиститель работает только на одной скорости при установке рычага переключателя в любое рабочее положение:

- обрывом провода от переключателя до клеммы стеклоочистителя,

- нарушение контакта в переключателе,

- зависание щетки.

Последнее устраняют после разборки электродвигателя. Переключатель проверяют контрольной лампой от аккумуляторной батареи.

1.3. Стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме.

О брыв спирали термобиметаллической пластины реле или обрыв в цепи обмотки этого реле.

1.4. Щетки ударяются о детали кузова.

Неисправность здесь очевидна — неправильная установка рычагов щеток на осях привода.

 

Проверка технического состояния узлов и деталей стеклоочистителя

 

Проверка исправности электродвигателя стеклоочистителя СЛ136"напрямую" - без переключателя и реле РС431 (на автомобиле ГАЗ-3102 «Волга»). Отсоединяют колодку электродвигателя. Подключают проводники от аккумуляторной батареи к двум верхним клеммам колодки (рис.2). Для проверки работы на первой скорости соединяют проводником среднее верхнее и нижнее правое контакты колодки. При проверке работы на второй скорости - соединяют средние контакты колодки.

 

Рис. 2. Проверка стеклоочистителя ГАЗ-3102 без переключателя

 

Исправный стеклоочиститель должен работать на первой и второй скоростях. Число двойных ходов в минуту на малой скорости не более 45, а на большой скорости — не менее 50.

Исправность переключателя проверяют контрольной лампой от аккумуляторной батареи.

Проверка исправности реле прерывистой работы - подключают контрольную лампу от аккумуляторной батареи по схеме Рис. 3.

 

Рис. 3. Проверка реле прерывистой работы стеклоочистителя

 

При исправном реле контрольная лампа будет мигать с частотой 7—19 циклов в минуту. Для регулировки частоты срабатывания реле подгибают в ту или иную сторону верхнюю пару неподвижных контактов. При замкнутых верхних контактах зазор между якорьком и сердечником реле должен быть 1 мм, а при замкнутых нижних контактах — 0,4 мм.

 

На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 нарушение работы стеклоочистителя и омывателя может произойти из-за неисправности реле 52.3747. Работой этого реле управляет электронная схема. Для проверки реле на автомобиле подсчитывается количество циклов (двойных ходов) щеток стеклоочистителя в минуту.

При работающем двигателе, исправном стеклоочистителе и температуре окружающей среды 15—25 °С реле должно обеспечивать 10—18 циклов в минуту, переключение очистителя на малую скорость при включении омывателя. После выключения омывателя лобового стекла реле должно обеспечить 2—4 цикла работы стеклоочистителя.

Для проверки реле его снимают с автомобиля и собирают схему, показанную на рис.4а. При разомкнутых выключателях контрольная лампа не должна гореть. Для проверки реле в режиме прерывистой работы замыкают выключатель 1, при этом лампа должна замигать. При замыкании выключателя 2 (включение стеклоочистителя и омывателя) лампа должна загореться, а после выключения - должна гореть несколько секунд.

Рис. 4. Проверка реле 52.3747 стеклоочистителей (а) и реле времени 45.3747 омывателей заднего стекла (б) автомобилей ВАЗ-2108, -2109

 

Реле 45.3747 времени омывателя заднего стекла проверяется по схеме, показанной на рис. 4б. Замыкают и сразу размыкают цепь выключателем 1. После того как загорится контрольная лампа, секундомером измеряется время до выключения лампы. Оно должно составить (5±0,6) с. Для измерения силы тока, потребляемого реле, замыкают цепь выключателем 2, а затем включают и сразу выключают 1. Во время горения лампы амперметр должен показывать силу тока не более 0,18 А.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: