Информационная справка

Пьер Кюри.

Мария Склодовская- Кюри.

В 1898 г Мария Склодовская- Кюри и др. ученые обнаружили излучение тория. В дальнейшем главные усилия в поисках новых элементов были предприняты М. Склодовской- Кюри и ее мужем П. Кюри. Систематическое исследование руд, содержащих уран и торий, позволило им выделить новый неизвестный ранее химический элемент – полоний № 84, названный так в честь родины Марии – Польши. Был открыт еще один элемент, дающий интенсивное излучение – радий № 88, т. е. лучистый. Само же явление произвольного излучения было названо супругами Кюри радиоактивностью.

(В тетради «радиоактивность» - (лат) radio - излучаю, actives – действенный.)

Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

В 1899году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

          

Информационная справка

Эрнест Резерфорд.

В результате опыта, проведенного под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т. е. оно имеет сложный состав. Рассмотрим, как проводился опыт.

На рисунке изображен толстостенный свинцовый сосуд с крупицей радия на дне. Пучок радиоактивного излучения радия выходит сквозь узкое отверстие и попадает на фотопластинку (излучение радия направлено во все стороны, но сквозь толстый слой свинца оно пройти не может). После проявления фотопластинки на ней обнаруживалось одно темное пятно – как раз в том месте, куда попал пучок.

Потом опыт изменяли, создали сильное магнитное поле, действовавшее на пучок. В этом случае, на проявленной пластинке возникало три пятна: одно центральное, было на том же месте, что и раньше, а два других по разные стороны от центрального. Если два потока отклонились в магнитном поле от прежнего направления, значит, они представляют собой потоки заряженных частиц. Отклонение в разные стороны свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов частиц. В одном потоке присутствовали только положительно заряженные частицы, а в другом – отрицательно заряженные. А центральный поток представлял собой излучение, не имеющее электрического заряда.

Положительно заряженные частицы назвали альфа- частицами, отрицательно заряженные – бета- частицами, а нейтральные - гамма квантами. Некоторое время спустя в результате исследования некоторых физических характеристик и свойств этих частиц (электрического заряда, массы, проникающей способности) удалось установить, что

гамма – кванты или лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение, скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн – 300000 км/с. Гамма - лучи проникают в воздух на сотни метров.

Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м.

Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 7200 раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см.

Итак, явление радиоактивности, т. е. Самопроизвольного излучения веществом альфа-, бета - и гамма частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.

Закрепление знаний

Ответьте на вопросы (письменно в тетради):

1) В чем заключается открытие, сделанное Беккерелем в 1896 г?

2) Кто из ученых занимался исследованием данных лучей?

3) Как и кем было названо явление самопроизвольного излучения некоторыми атомами?

4) В ходе исследования явления радиоактивности какие неизвестные ранее химические элементы были открыты?

5) Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения?

6) Что представляют собой эти частицы?

7) О чем свидетельствует явление радиоактивности?

Для закрепления теоретического материала, предлагаю просмотреть презентацию к уроку и видеоролик по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=JT2-u-E6vhw

 

Подведение итогов.

Мы начали наш урок с ваших ассоциаций со словом радиоактивность. Так, что же такое радиоактивность: добро или зло, подарок или проклятие, друг или враг? Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность?

Человек всегда должен помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. В своих действиях нужно руководствоваться правилом: «Не навреди!”, быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное - всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты. Радиоактивность отнюдь не новое явление, новизна лишь состоит в том, как люди пытались ее использовать.

Закончить сегодняшний урок я хотела бы небольшой притчей.

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил, что целый день возил эти проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий, услышав вопрос, улыбнулся, радостно ответив: «А я принимал участие в строительстве храма!»

 Домашнее задание. §52, сопоставить положительные и отрицательные аспекты явления радиоактивности (ответы  присылать личным сообщением в социальных сетях или отправить на электронную почту: tatyana_demina@inbox.ru)

Ребята, желаю вам успеха!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: