Класс: 5 Урок № 27 Дата: 01.04.2020 г.
Тема: Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства.
Цель: Познакомить с гармонией в синтезе искусств: архитектуры, музыки, поэзии, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка. Получить заряд нравственности, добра и любви.
Задачи:
1. образовательная: дать представление о синтезе искусств: архитектуры, музыки, поэзии, изобразительного искусства; научиться распознавать формы древнерусского изобразительного искусства - икона (станковая живопись), мозаика и фреска (монументальная живопись); высшую духовную музыку и поэзию; символы форм в архитектуре; символы образов и цвета в живописи.
2. развивающая: формирование нравственно - эстетического вкуса, мировоззренческий идей на мир, речевой компетенции и творческих способностей.
3. воспитательная: прививать любовь к историческим памятникам русской культуры, к Родине.
Ход урока
Эпиграф - художественно-педагогическая идея урока:
«Если человек равнодушен к памятникам истории - значит он равнодушен к своей стране...»
|
|
Д.С. Лихачёв
I. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Застывшая музыка», она вмещает гармонию синтеза искусств: архитектуры, музыки, поэзии, изобразительного искусства. Синтез (греч. сл. - соединение, сочетание). Мы рассмотрим гармонию синтеза искусств всесторонне, в целостности, в единстве для того, чтобы раскрыть высокий духовный смысл русского искусства и получить заряд нравственности, добра, любви.
Обратите внимание на эпиграф к теме урока!
Сообщение нового материала.
Из века в век на Руси представление о высшей красоте, добре и гармонии связывали с храмом - олицетворением царства Божия на земле.
В храмовом искусстве - архитектуре и живописи, поэзии и музыке заключается «жизненная правда», которая содержится в Евангелие -главная книга христианства, познать которую русскому народу было суждено в конце X века, в историческое время Крещения Руси (988 г.).
« Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь »;
Вторая подобная ей:
« Возлюби ближнего твоего как самого себя ».
Эти слова Евангелия возвестили миру о рождении нового духовного идеала любви, дали надежду и утешение, указали путь к спасению человечества от насилия и ненависти.
Прослушать песню «Берегите любовь» (см. приложение).
О каких заповедях говорится в песне?
- О любви к Богу.
- О любви к ближнему.
- Всех людей надо любить так, как мы любим себя.
- Любовь - это путь к спасению
Эти высокие нравственные ценности оказали влияние на русское искусство, которое несло людям истину о двух порядках бытия - о сущности жизни и представление о добре и зле.
|
|
Киевская Русь стала духовным приемником Византии, сделав этот выбор она определила особенности развития древнерусского профессионального искусства - зодчества, литературы, музыки, живописи.
Храмы с древнейших времён составляли неотъемлемую часть панорамы города. Храм в городе - это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздаётся среди шума современной цивилизации. Совсем другое звучание приобретает силуэт церкви на холме в окружении деревень, здесь гимн человека во славу Творца как бы сливается с гимном самого мироздания. Сельские храмы овеяны той же умиротворённой красотой, что и окружающий пейзаж.
Облик храма создавался веками, и в каждую эпоху он приобретал свой неповторимый характер.
Высокая духовность и любовь - это то, в чём мы сейчас нуждаемся, чтобы:
- искоренить безразличие,
- бездушие,
- растопить лёд в душе людей, а также,
- противостоять жестокости нашего современного мира.
стихотворение В. Шамонина «Храм».
Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм.
Точно с озера взлетает
Белый лебедь к небесам.
Там, меж сосен изумрудных,
Блещет озера хрусталь.
Как молитва в звуках чудных
Звон церковный льётся в даль...
С кем поэт сравнивает церковь?
Поэт сравнивает церковь с белым лебедем.
Ещё раз обратите внимание на репродукции церквей.
Какого они цвета.
- Белого.
Белый цвет означает чистоту, в которой прибывает Христос.
Храм - это зеркало мира, а он отражает внутренний мир; строится на возвышенности, чтобы был виден всем, обязательно соблюдается ориентация по сторонам света:
Восток - это алтарь (лат. сл. жертвенник), небо, жизнь, возрождение.Запад - это земля, смерть, видимое бытие. В храм мы входим с запада.
В архитектуре существует символика форм, по которым строились храмы:
- в виде круга - символ вечности бытия Божиего, ведь круг не имеет
начала и конца
- в виде креста, на котором был распят Иисус Христос
- в виде восьмиугольника - символ звезды царя Давида.
- в виде прямоугольника. Символизирует корабль «Града Божия», плывущего по волнам истории; символ ковчега, на котором спасся Ной от волн страстей и грехов во время потопа. Форма «корабля» - это широко распространённый тип композиции православных храмов базилика. Базилика (лат. гр. царский дом) - прямоугольные постройки с рядом колонн, разделяющих помещение на «нефы» или «корабли». Наружному декору базилики уделялось мало внимания, зато внутри украшали мрамором и мозаикой.
Архитектура храма стала символом одухотворённого мира, она предназначена для народа и одновременно является «космическим ковчегом» для пребывающего в нём Творца.
Свод (потолок) - означает «твердь небесную», образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты - всё это соединилось в единую симфонию.
Купол («маковка») - напоминает, что в этом мире христианская душа, словно «шлем воина», должна сохранять святую православную веру.
Крест - символ православного искусства, символ победы жизни над смертью.
Крест традиционно является завершением куполов православных храмов, их количество символично.
Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Как жар крестами золотыми
Горят старинные главы
Ах, братцы!... как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
слушаем фрагменты песнопений П. И. Чайковский. Литургия «Иоанна Златоуста».
В храмовом синтезе искусств музыка выполняет особую роль:
- тесная связь с текстом молитв,
- духовная красота,
- эстетическая красота,
- нравственная красота.
Архитектура храма гармонично сочетается с живописью. Главной формой изобразительного искусства - это мозаика и фреска (монументальная живопись) и икона (станковая живопись).
|
|
Фреска (ит. свежий) - роспись стен водяными красками по сырой штукатурке; пришла к нам с приездом итальянских художников в 18 веке.
Мозаика (ит.< фр. «мерцающая живопись») - выкладывается кубиками, пластинками из стекла, мрамора, природных цветных камней.
Икона (гр. изображение) - это часть памятника архитектуры и искусства, отражение высшей красоты и реальности.
В 988 году Древняя Русь, став христианским государством перенимает от Византии православные традиции и иконопись. Зарождение русской иконописи связано с именем Алиния Печерского, инока (монаха) Киево - Печёрского монастыря (1114).
Иконотворчество на Руси было делом особенно почётным и считалось чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смеренной, поэтому писали иконы иноки.
Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, благословение духовного наставника и уединение. Труд иконописца сопровождался непрестанными молитвами не только личными, но всего монастыря.