Выполните задание №2. Расставьте знаки препинания

Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.

Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.

Проверка выполненного задания. Какие знаки препинания ставятся при деепричастии и деепричастном обороте?

 

5. Знакомство с понятием адвербиализации.

– Деепричастия могут утрачивать значение действия и переходить в разряд наречий. Этот процесс называется адвербиализацией. (Учащиеся записывают слово в тетрадь.) Одним из характерных признаков перехода деепричастия в наречие является отсутствие зависимых слов. Адвербиализации обычно подвергаются деепричастия несовершенного вида, которые размещаются после глагола-сказуемого и являются деепричастиями образа действия. В том случае, когда произошла адвербиализация, наречие не обособляется.

– Выполните задание №3 в распечатках, отметив лишь номера предложений с одиночным деепричастием и наречием.

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизгнув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забросить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (6) Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)За городом пылал дымясь огонь большого костра.

 

6. Развитие речи. Употребление деепричастий в речи.

 

Задание.Редактирование предложений с деепричастным оборотом.

 

– При употреблении деепричастий в речи возможны ошибки. Выполним задание.

4) Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.

5) Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.

6) Читая статью, чувствуется сила каждого слова.

  Выполнение задания. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом).

Вариант № 1

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

9) летописи помогут вам в этом.

10) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

11) в музеях хранится множество уникальных документов.

12) архивы играют огромную роль.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к написанию сочинения,

9) критическая литература современников вам необходима.

10) делаются выписки из критики.

11) нежелательно пользоваться готовыми образцами.

12) непременно прочитайте сначала само произведение.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

9) нас направили в училище.

10) нам выдали аттестат.

11) многие поступают в институт.

12) учителя советовали мне учиться дальше.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

9) лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.

10) мне показалось странным это молчание.

11) она попросила впредь предупреждать о приезде.

12) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

9. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтвер­ждены сравнительно-историческим анализом.

3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Вариант № 2

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

9) разберитесь в существе вопроса.

10) потребуется личная убеждённость оратора.

11) у меня возникло своё видение проблемы.

12) стала понятна точка зрения оппонента.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

9) я заглянул по пути к приятелю.

10) на дорогах были пробки.

11) внезапно погода испортилась и полил дождь.

12) магазины уже не работали.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая параграф учебника,

9) необходимо пользоваться словарём.

10) нужно не меньше часа.

11) не отвлекайтесь на телефонные разговоры.

12) внимательно обдумывается прочитанное.

4. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?

9) Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.

10) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.

11) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.

12) Сидя за партой, следите за своей осанкой.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

9) Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.

10) Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.

11) Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

12) Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.

 

– Проверка выполненного задания.У кого 5 из 5? Молодцы! (Оценки в журнал.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Печатный материал для учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: