Теория: Театральная и музыкальная жизнь

В XVIII русский театр получил мощный толчок, конечно не без участия европейской школы, огромное спасибо стоит сказать итальянским и французским музыкантам, актерам, которые работая в России, передали свое мастерство. В XIX веке театр в России начинает развиваться и становится самостоятельным. К началу XIX века в России действуют два вида театров: Крепостной и Императорский. Императорский театр был не один, к этому периоду сложилась целая плеяда, управление ими сосредотачивалось министерством двора Его Императорского Величества. В ведение находилось три театра в Петербурге, это – Михайловский, Мариинский, Александрийский.

Александровский театр по праву занимает почетное звание «старейшего театра» в России. Назван он в честь императрицы Александры Федоровны. Изначально помещение, где он находился, было выполнено из дерева, играли там итальянские актеры. Но позже именитый архитектор возвел в самом сердце Петербурга здание в стиле ампир, которое сохранилось и сейчас. Мариинский театр назван в честь жены императора Александра II – Марии. Здание пострадало в пожаре, затем было восстановлено. Именно здесь были даны самые известные и популярные оперы, такие как – Борис Годунов или Лебединое озеро.

Михайловский театр получил свое название в честь сына Павла – Михаила. Изначально постоянной трупы актеров он не имел. Только позже после многочисленных реконструкций зданий там обосновались французы. Именно здесь давал концерты Штраус и выступал сам Шаляпин. Большой театр обязан своему появлению Екатерине Великой. Театр не раз горел и восстанавливался. Только в середине столетия принято решение отстроить его заново, в 1825 году произошло его официальное открытие. Малый театр открыл свои двери в 1824 году, такое название он получил, так как соседствовал с Большим. Сначала там обитала драматическая труппа, а так же балетно – оперная. Позже театру выделили новое здание. Именно здесь была поставлена впервые комедия Грибоедова «Горе от ума», и «Ревизор» Гоголя. 

Проходимые в театрах спектакли утверждались сверху, цензура имела место. Очень большое влияние на театр оказала Отечественная война 1812 года, некоторое время после, театры не имели постоянного пространства, спектакли проводили во временных помещениях. Только в 20 г. XIX были выделены средства на постройку отдельных зданий для театров в Москве. В Петербурге подобные события произошли на несколько лет позже в 30 – е годы XIX века. Именно после этого момента театры стали неотъемлемой частью жизни человека той эпохи. При театрах часто существовали актерские школы, которые обучали всем актерским азам. При этом профессия «актер» востребованной не была, оплата их труда была низкой, но несмотря на это стали появляться целые династии актеров, вскоре даже появилось звание «Заслуженный артист Императорских театров».

Внешний вид театра.

Особенно интересна архитектура театра, как правило, помещение под него строилось в самом сердце города, это было красивое, пышное и помпезное здание. Театр можно было отличить из далека, он имел множество украшений из лепнины, мощные колонны, монументальную скульптуру и т.д. Многие здания возведены на Итальянский манер.

Репертуар театра.

Огромным его, конечно, не назовешь, часть репертуара занимали классические европейские драмы, отечественные спектакли и пьесы так же имели место быть. На подмостках шли произведения таких выдающихся писателей как Пушкин, Гоголя, Лермонтова. С большим аншлагом проходили спектакли, взятые из Французской литературы, особенно легкие и смешные водевили.

 Как только реализм занял место в русском театре, появились новые имена, например Александр Островский. Его произведения сначала блистали в императорских театрах, а затем получили распространения и в частных. Многочисленную публику собирали оперетты, ведь зачастую в них скрытым языком раскрывались проблемы того времени. Мелодрама, комедия – все эти жанры так же были представлены зрителю. Но при таком разнообразии, многие театры ставили главную цель – обогащение, но были и такие которые хотели нести просветительскую функцию.

Практика: На основе материала п одготовить презентацию на тему: «Русская опера, как новое явление в искусстве» (М. Глинка. «Жизнь за царя»).

Давайте вспомним, как создавалась первая русская опера. Что способствовало её появлению. Вспомним людей, которые повлияли на формирование личности композитора Глинки, решившего вывести на сцену Императорского театра героя из народа, показать светской публике духовную красоту и благородство русского народа.

В декабре 1834 года композитор стал посещать вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского – в то время тот был воспитателем наследника престола Александра Николаевича, будущего Александра II-го, и жил в не существующем ныне флигеле Зимнего дворца (так называемом “Шепелевском” доме). По субботам на вечерах у Жуковского бывали его друзья – виднейшие деятели искусства и культуры того времени – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский и др. На одном из таких вечеров Глинка сообщил хозяину дома о своём желании написать русскую оперу. Позднее композитор вспоминал: “Жуковский искренне одобрил моё намерение и предложил мне сюжет “Ивана Сусанина ”.

Работа над оперой началась уже в декабре 1834 года. Первоначально предполагалось, что автором либретто будет сам В.А. Жуковский, однако последний из-за занятости вскоре был вынужден отказаться от работы над либретто. По рекомендации Николая I, данной Жуковскому – одно это показывает на каком уровне решались столь, казалось бы, незначительные вопросы и какое значение придавалось будущей опере об Иване Сусанине – в авторы либретто был предложен Е.Ф. Розен, секретарь наследника Александра Николаевича, по выражению М.И. Глинки – “усердный литератор из немцев”.

В ходе создания опера несколько раз меняла своё название. Первоначально самим композитором она была названа “Иван Сусанин. На завершающем этапе работы опера получила название “Смерть за царя”. Когда опера была закончена, М.И. Глинка обратился за позволением посвятить её Николаю I. Посвящение первой русской оперы на такой значимый и важный сюжет было благосклонно принято, и одновременно утверждён окончательный вариант её названия – “Жизнь за царя”.11

Премьеру оперы приурочили к открытию петербургского Большого театра. Она состоялась 27 ноября 1836 года.

Сюжет, музыка, величественный финал с его гениальным “Славься” не могли не произвести впечатления на первых зрителей оперы. На премьере присутствовал император Николай I; в знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень. М.И. Глинка позднее вспоминал про этот вечер: “Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес. Меня сейчас после того позвали в боковую императорскую ложу. Государь поблагодарил меня за мою оперу <…>. После императора благодарила меня императрица, а потом великие князья и великие княжны, находившиеся в театре”.

Опера М.И. Глинки – гуманистическая, истинно русская и по-настоящему патриотичная – сделала имя Сусанина широко известным в России, воистину обессмертив его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: