Пунктуация при обособлениях

 

Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми согласованные определения, распространенные (выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами) и одиночные:

  • стоящие после определяемого слова (Трава, покрытая росой, блестела на солнце). Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, также, как правило, обособляются, так как намеренно выделяются, подчеркиваются автором (А Маша, наивная, была уверена в его любви). Большую роль при обособлении одиночных определений играет интонация (Ветер, сильный, неприятен. Ветер сильный неприятен);
  • стоящие перед определяемым словом только в том случае, если имеют добавочное обстоятельственное (причины, условия, уступки, времени) значение (Оглушенный сильным ударом, милиционер сначала ничего не понял);
  • стоящие перед личным местоимением (Молодая и красивая, она нравилась мужчинам);
  • отделённые от определяемого слова другими словами (В комнате, принаряженная и важная, сидела бабушка).

 

Обособляется особый вид согласованного определения – приложение.

 

Среди несогласованных определений обособляются с помощью тире определения, выраженные неопределённой формой глагола, перед которыми без ущерба для смысла можно поставить а именно (Он приехал с одним желанием – учиться).

 

Обособляются также определения, выступающие в роли уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения, а также несогласованные определения, выраженные сравнительным оборотом.

 

Следует помнить, что автор может обособить любое согласованное и несогласованное определение, если оно, по его мнению, выделяется интонационно.

 

Отделяются запятой, а в середине предложения выделяются запятыми распространенные согласованные определения, стоящие после определяемого слова.

За столом восседал человек, похожий на огромного медведя.

Стоят и те трое, хмурые все.

Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

 

Одиночные согласованные определения, стоящие после определяемого слова, как правило, обособляются.

Стул, сломанный, отнеси на чердак.

Дом, таинственный, нависал над улицей тёмной громадой.

Мальчик, обиженный, покраснел.

 

Стоящие перед определяемым существительным одиночные и распространенные согласованные определения обособляются только в том случае, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Усталая, девушка еле добралась до дома.

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

Всегда спокойный и рассудительный, Фёдор не торопился с ответом.

 

Стоящие перед личным местоимением одиночные и распространенные согласованные определения обособляются.

Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал.

Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках...

Растерянный, я остался стоять на месте.

 

Отделенные от определяемого слова другими словами одиночные и распространенные согласованные определения обособляются.

Мне навстречу, чистые и ясные, неслись звуки колокола.

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.

 

Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которыми без ущерба для смысла можно поставить "а именно", обособляются с помощью тире.

Единственный вопрос – остаться или уйти – мучил его.

Каждый из них поставил перед собой цель – служить обществу.

...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро!

 

 

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Контролирующие материалы в форме упражнений:

 

1. Расставьте недостающие знаки препинания.

Володя семнадцатилетний юноша некрасивый болезненный и робкий сидел в беседке (Ч.); Вспомнилась маленькая девочка племянница Спирьки (Шукш.); В «Последнем сроке» от нас вот так ушла старуха Анна в «Прощании с Матёрой» – Матёра остров на реке Ангаре (Зал.); Вон она хищница подводного мира плещется на вешнем льду (Аст.); Они мать и обе дочери были дома (Ч.); Они очень разные эти строки они противостоят друг другу (Зал.)

2. Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.

 

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. 2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу. 3) Пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой. 5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится. 6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.

 

Учебник:

А.И.Власенков. Русский язык и литература. Русский язык. 10- 11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. Упражнение 376, с. 255 - 256.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: