Особняк Демидовых и княгини В. Ф. Гагариной, Большая Морская ул., 45

Дом композиторов на Большой Морской, 45, располагается в бывшем особняке княгини В.Ф.Гагариной, которая, в свою очередь, купила его у сына богатейшего промышленника П.Н.Демидова — П.П. Демидова.


Первое здание на этом участке было построено в 1740 году и хозяином его был П.Т.Савёлов.


Затем оно переходило из рук в руки. В разное время его владельцами были А.И.Мусин-Пушкин и П.К.Разумовский.


В начале 30-х годов XIX в. этот дом приобрёл для своей семьи архитектор О.Монферран, построивший незадолго до этого особняк на соседнем участке - Б.Морская, 43, для промышленника П.Н.Демидова.


             


Но П.Н.Демидов собрался жениться на одной из первых петербургских красавиц — Еве Авроре Шарлотте

 

       

 

Шернваль и перекупил особняк у Монферрана, чтобы подарить его своей молодой жене к свадьбе.

 

                                

Монферран перестроил особняк, согласовав проект с П.Н.Демидовым.
Во внешнем облике этого нарядного особняка использованы мотивы итальянского ренессанса.

     

Аттик фасада украшен тремя горельефными панно: «Франциск I около умирающего Леонардо да Винчи», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра» и «Карл I подает Тициану кисть». Кроме того, на фронтоне здания имеются несколько барельефов, выполненных на темы басен Лафонтена.


             
Оформление внутренних интерьеров дома тоже было выполнено по эскизам О.Монферрана.


Через некоторое время после приобретения дома В.Ф.Гагариной, там была произведена перестройка.

        

В 1890 году архитектор И. В. Штром перестроил особняк, а именно, перенес парадный вход, поменял интерьер и выполнил новую отделку помещений.

И.В. Штром убрал также двери с зонтиками в левой стороне здания и сделал вход с правой стороны, в том месте, где располагалось крайнее окно, т.е. там, где он расположен и сейчас.

 

Нынешние интерьеры Дома композиторов отреставрированы по чертежам и рисункам 1890 года.


Из интерьеров лучше всего сохранилась отделка вестибюля.
Нижняя часть его стен облицована дубовыми панелями, украшенными филенками с полукруглым верхом.


Прямоугольные панно стен обрамлены профилированной рамкой.

Лестница белого мрамора с прожилками украшена вазой-канделябром из золоченой бронзы. Великолепный мраморный пол выполнен из белых и черных мраморных плит, уложенных в шахматном порядке.



Из-за того, что в вестибюле сейчас находится рабочее место охранника и стоят стенды с афишами, полного вида на фотографии представить не удалось. В частности, дубовые панели, облицовывающие стены, почти полностью перекрыты стендами.


Вот фрагмент лестницы с прекрасно отделанными перилами, а внизу виден фрагмент мраморного пола.

 

 


                          
                       Ваза-канделябр из золочёной бронзы



Люстра в вестибюле, аутентичная гагаринской


              
Кроме того,в особняке в настоящее время сохранились Большой зал с дубовой галереей и камином,, бывшая спальня хозяйки дома, Красная гостиная.
Осталось даже кое-что из мебели В.Ф.Гагариной.
Большой зал я представлю фрагментарно:


                 
Галерея с книжными шкафами наверху



Вот к этому балкончику на галерее



ведёт вот такая интересная лестница

ступеньки внутри, чтобы никто не сомневался, что она не бутафорская

Мраморный камин, отделанный изразцами. К сожалению, кто-то из экскурсантов неудачно разложил свои вещи на стульях, поэтому получилась только верхняя часть.



Двери в Большом зале



Отделка потолка


             

                                  Красная гостиная.


В ней отреставрирован камин, восстановлен штоф на стенах, наборный паркет.

    


                      

Из мебели В.Ф.Гагариной остались стол (во время нашего посещения в гостиной проходила репетиция м термос на столе — кого-то из репетирующих)


шкаф


несколько кресел
и диван

В бывшей спальне хозяйки теперь находится кабинет председателя Союза композиторов. Обстановка там — рабочая, поэтому представление о спальне весьма приблизительные.

 

                      



Столик — гагаринский, всё, что на нём – композиторское

 

 

          

Ещё одна отреставрированная гостиная, в которой сохранились остатки мебели, тоже сугубо рабочая комната, как и все помещения особняка. Там уже стоит современная мебель, поэтому приходилось фотографировать кусочками: камин с зеркалом

 

                                  

 

                               

несколько кресел вот такого вида



видны дубовые панели, облицовывающие нижнюю часть стен.
Диван

 

столик с наборной столешницей



люстра

На стенах — портреты владельцев особняка

В особняке сохранились дубовые лестницы


и «родные» двери практически во всех помещениях.
Послереволюционная судьба особняка,можно сказать, сложилась более-менее благополучно.


В 1918 году дом был конфискован за неуплату хозяевами налогов за два года.
Новым владельцем стал Комиссариат народного хозяйства.
Как и во многих старинных домах, в особняке в разное время нашли прописку самые разнообразные общества и учреждения - находился там и Ленинградский автоклуб, и кружок бальных танцев, а во время Великой Отечественной войны там размещался Морской регистр.
А сейчас - Союз композиторов.

 

В Санкт-Петербурге на улице Большая Морская, 45 расположилось красивое строение. Оно известно всем в городе как «особняк Гагариной». У него довольно непростая история. Как известно из первоисточников, в 1740 году по этому адресу появилось первое жилое строение. До этого участок был не застроен.

 

                     


Большая Морская ул., 45 Архитектор: Монферран О. Год постройки: 1836 Стиль: Классицизм

Это было каменное здание. Оно было одноэтажным на высоких подвалах, шириной в семь осей. Справа от него располагались ворота. Владельцем особняка был капитан Пётр Тимофеевич Савелов.

                
                    Дом П. Т. Савелова, 1740-е годы

В 1776 году территорию приобрёл у предыдущего хозяина участка действительного статского советника Сергея Сергеевича Гагарина первооткрыватель "Слова о полку Игореве" Алексей Иванович Мусин-Пушкин.
Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744—1817), граф, государственный деятель, коллекционер, археограф и историк. С 1775 начал собирание письменных и вещественных памятников отечественной истории. Мусину-Пушкину удалось открыть Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение Владимира Мономаха». Он опубликовал «Книгу Большому Чертежу» (1792), «Русскую правду» (1792), «Духовную вел. кн. Владимира Всеволодовича Мономаха…» (1793) и «Слово о полку Игореве» под названием «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича» (1800). Коллекцией Мусина-Пушкина пользовались Н. М. Карамзин, И. Н. Болтин и др. При нашествии Наполеона часть коллекции Мусина-Пушкина погибла во время московского пожара 1812.


                  

 

От последнего особняк через четыре года достался Петру Кирилловичу Разумовскому, одному из сыновей последнего гетмана Украины К. Г. Разумовского.

Граф Пётр Кириллович Разумовский (1751 — 1823) — сенатор, действительный тайный советник. Сын гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского и его жены Екатерины Ивановны. Участвовал в русско-шведской войне 1789 г. и был произведен в генерал-поручики. Был награжден польскими орденами – орденом Станислава и Белого орла. По вступлении на престол императора Павла I был назначен присутствующим в Сенате и вскоре пожалован в действительные тайные советники.

                  

С 1810 по 1834 год домом владела семья Хитрово. Алексей Захарович Хитрово (1776-1854) был Государственным контролером России. Именно при нем было поставлено здание Госконтроля на Мойке.

Алексей Захарович Хитрово́ (1776, Москва — 1854, Петербург) — русский государственный деятель из рода Хитрово. Сенатор (с 6 июля 1813 года), действительный тайный советник (с 9 апреля 1832 года), член Государственного совета (с 6 апреля 1827 года), второй Государственный контролёр России (3 марта 1827 — 21 февраля 1854 года), проведший на своём посту рекордный для Государственного контроля срок.

Государственный контроль Российской империи — орган Комитета министров Российской империи, осуществлявший контрольно-счётные и наблюдательные функции в области прихода, расхода и хранения капиталов государственного бюджета, а также бюджетов всех министерств и ведомств по отдельности.

Образованный на правах министерства в 1811 году в рамках реформы системы государственной власти, проводимой Александром I и разработанной Михаилом Сперанским, Государственный контроль в течение первых 25 лет своего существования носил название «Государственное управление ревизии государственных счетов» (1811 — 1836) и только затем получил своё окончательное наименование, просуществовавшее до 28 февраля (13 марта) 1917 года. В современной России государственный контроль (аудит) осуществляет Счётная палата Российской Федерации.


            
Здание Государственного контроля, Санкт-Петербург, наб. Мойки, 76 (фотография Карла Буллы, 1914 год)


В 1834 г. этот дом выкупил Огюст Монферран со своей женой Элизой. В 1835 г. был утверждён проект перестройки здания, однако в 1836 г. Монферран продал дом вместе с проектом владельцу соседнего дома №43 Павлу Николаевичу Демидову за 150 000 рублей.

Жена Монферрана — Элиза Виргиния Вероника Пик Дебоньер (1797—1868) -французская актриса, в 1826—1829 годах гастролировала в Санкт-Петербурге, где познакомилась с Монферраном. Брак заключен 5 ноября старого стиля 1835 года.

                                
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год
Граф Павел Николаевич Демидов (1798 — 1840, Майнц)русский предприниматель из рода Демидовых, владелец богатейших уральских чугуноплавильных заводов, в 1831-34 гг. курский губернатор. Известен главным образом как меценат и благотворитель.

Архитектор переселился в особняк на другой стороне Мойки (дом №86-88), который купил 5 февраля 1836 г.

· Дом Монферрана на набережной реки Мойки, 86-88

И сразу же начал перестройку домов №43 и 45 по Большой Морской для нового хозяина. Соседний участок (дом №43) был приобретён Демидовым в то же самое время.

Архитектор построил в 1836 г. один из самых нарядных и необычных особняков Петербурга. Он отличается асимметричной композицией: к одноэтажному корпусу, стоящему по красной линии, примыкает трехэтажная пристройка, немного отодвинутая в глубину участка.

Одноэтажный корпус выстроен в классическом стиле с элементами барокко, а примыкающий к нему трехэтажный напоминает итальянские виллы эпохи ренессанса.




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: