Анализ организационной структуры начальной школы

Участниками образовательного процесса в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Викторовская начальная общеобразовательная школа с русским и крымскотатарским языками обучения» Бахчисарайского района Республики Крым являются педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители).

Население села Викторовка многонациональное. Здесь проживают русские, украинцы, татары. Численность села составляет около 280 семей. Динамика стабильного увеличения контингента учащихся в МБОУ «Викторовская НОШ», представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Количество обучающихся в школе

Учебный

год

Классы

Всего по школе

1 2 3 4
2015-2016 8 6 4 4 22
2016-2017 7 8 6 4 25
2017-2018 10 7 8 5 30
2018-2019 22 9 7 8 46

 

Из таблицы 2 прослеживается увеличение количества обучающихся на 52% в 2018-2019 учебном году по сравнению с 2015-2016 учебном году. Рост происходит в основном за счет увеличения набора учащихся в первые классы.

Право на занятие педагогической деятельностью в образовательном учреждении имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

За время деятельности МБОУ «Викторовская НОШ» с. Викторовка его организационная структура сформировалась с учетом необходимости в различных специалистах в кадровом составе, и проиллюстрирована на рисунке 1.

Управление начальной школой строится на принципах единоначалия и коллегиальности, а также осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом МБОУ «Викторовская НОШ». Единоличным исполнительным органом образовательного учреждения является руководитель образовательного учреждения – директор Катаклы Ленура Ситвелиевна.

Текущее руководство деятельностью школы осуществляет директор, назначаемый на должность начальником Управления образования по согласованию с Главой Администрации Бахчисарайскою района Республики Крым и Министром образования, науки и молодежи Республики Крым, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым. При назначении на должность с директором заключается срочный трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Директор не может совмещать свою должность с другой руководящей должностью в образовательном учреждении и вне его.

Рисунок 1 – Организационная структура МБОУ «Викторовская НОШ»

 

В связи с отсутствием кадров в штатном расписании хозяйственные обязанности возложены на директора – Катаклы Л.С.

В МБОУ «Викторовская НОШ» с. Викторовка в штате не имеется педагог-библиотекарь. Необходимые должностные обязанности: заявка на учебники, контроль выдаваемой литературы, текущий контроль сформированности навыка чтения, обработка поступающей учебной литературы выполняет директор общеобразовательного учреждения.

Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Викторовская начальная общеобразовательная школа с русским и крымскотатарским языками обучения» Бахчисарайского района Республики Крым:

- представляет интересы образовательного учреждения, действует от его имени без доверенности;

- распоряжается средствами и имуществом образовательного учреждения в порядке, установленном действующим законодательством, определенном учредителем, Управлением образования, уставом;

- заключает договоры (контракты), выдает доверенности;

- в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения;

- утверждает штатное расписание и распределяет должностные обязанности работников;

- осуществляет подбор, прием на работу и расстановку работников образовательного учреждения и несет ответственность за уровень их квалификации;

- увольняет, поощряет и налагает взыскания на работников образовательного учреждения, выполняет иные функции работодателя;

- организует проведение тарификации работников образовательного учреждения;

- утверждает надбавки и доплаты к должностным окладам работников в соответствии с локальными нормативными актами образовательного учреждения, доплаты и надбавки руководителю образовательного учреждения устанавливается учредителем;

- в установленном порядке представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствующие органы, определенные законодательством;

- составляет и представляет на утверждение общему собранию работников образовательного учреждения ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств образовательного учреждения для последующего доклада учредителю и отчета перед общественностью, содействует его обнародованию;

- утверждает образовательные программы;

- обеспечивает осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

- обеспечивает создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательного учреждения;

- обеспечивает организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне в случае чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает выполнение распоряжений начальника штаба гражданской обороны;

- несет ответственность за организацию, полноту и качество воинского учета, согласно установленным правилам;

- несет персональную ответственность за деятельность образовательного учреждения, в том числе за выполнение государственного задания, за нецелевое использование бюджетных средств;

- обеспечивает комплексную безопасность образовательного учреждения и другое.

Коллегиальными органами управления МБОУ «Викторовская НОШ» являются:

- Общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения;

- Педагогический совет образовательного учреждения.

К компетенциям Общего собрания относятся:

- утверждение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств образовательного учреждения;

- принятие правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

- рассмотрение и принятие проекта новой редакции устава образовательного учреждения, проектов изменений и дополнений, вносимых в устав;

- рассмотрение и обсуждение вопросов стратегии развития образовательного учреждения;

- рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;

- заслушивание отчетов директора образовательного учреждения и коллегиальных органов управления по вопросам их деятельности;

- выборы работников в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

- рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по обеспечению питанием и медицинскому обеспечению обучающихся и работников образовательного учреждения;

- рассмотрение иных вопросов деятельности образовательного учреждения, вынесенных на рассмотрение директором образовательного учреждения, коллегиальными органами управления образовательного учреждения.

В заседании Общего собрания могут принимать участие все работники образовательного учреждения. Решения на Общем собрании принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Общего собрания и оформляются протоколом.

К компетенции Педагогического совета относится решение следующих вопросов:

- организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

- разработка и принятие образовательных программ;

- рассмотрение организации и осуществления образовательного процесса в соответствии с уставом, полученной лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации;

- рассмотрение вопросов своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных мер социальной поддержки и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым;

- осуществление текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

- перевод обучающихся в следующий класс, а также с образовательной программы предыдущего уровня на следующий уровень общего образования.

- рассмотрение н формирование предложений по улучшению деятельности образовательного учреждения.

В Педагогический совет входят директор, его заместитель, а также педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе работающие по совместительству и на условиях почасовой оплаты).

В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания в МБОУ «Викторовская НОШ» создается Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Анализ организационной структуры МБОУ «Викторовская НОШ» показал, что тип организационной структуры начальной школы определяется как линейно-функциональный. Организация управленческой деятельности в школе осуществляется на основе сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы. Организационная структура управляющей системы школы состоит из четырех уровней управления.

Первый уровень: директор, педагогический совет, попечительский совет (добровольное объединение спонсоров для содействия внебюджетному финансированию школы, помогает совершенствованию материально-технической базы, оказывает социальную поддержку всем участникам образовательного процесса и позволяет установить расширенное взаимодействие с внешкольной средой), общее собрание.

Второй уровень – заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов. Через заместителя директор осуществляет опосредованное руководство школьной системой.

Третий уровень – педагоги, руководители школьного методического объединения и творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями и педагогами внешкольных институтов воспитания. А с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, и развивают деловые качества учащихся. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

Четвертый уровень – учащиеся, члены кружков, студий, объединений не только в школе, но и в селе. Участие учащихся в управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности.

Линейные связи выстроены следующим образом: директор – заместитель-директора – руководитель МО, директор – педагоги, директор – обслуживающий персонал, руководитель МО – педагоги, педагоги – обучающиеся. Эти связи являются вертикальными.

Функциональные связи: родители – педагоги, обучающиеся – педагоги, обслуживающий персонал – педагоги, педагоги – психолог, заместитель – директор, советы – директор.

Вертикальная специализация: управленческое (директор и заместитель директора) и исполнительское (учителя и вспомогательный обслуживающий персонал) звенья. Директор и заместитель ставят цели и задачи для достижения какого-либо достижения результата. Исполнительское звено непосредственно осуществляет процесс обучения.

Горизонтальная специализация: в первую очередь выражена специализацией заместителя директора по учебно-воспитательным вопросам в 1-4 классах (возрастная специализация). Предметная специализация: методическое объединение учителей начальных классов, учителей–предметников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: