I. Морфология и орфография

Практическая работа №9

 

Тема: Орфографический и пунктуационный разбор.

Цели занятия:

производить орфографический разбор слов и пунктуационный разбор предложений различного вида

Задание:

Вариант 1.

Задание 1. Списать, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки, вставив знаки препинания.

На другой день после р..зг..вора Наташа н..дела старое платье которое ей было особ..но извес..но за доставляемую им по утрам веселость и с утра нач..ла тот свой прежний образ жизни от которого она отстала после бала.

Она напивш..сь чаю пошла в залу которую она особенно любила за сильный рез..нанс и начала петь свои сольфеджи (упражнения пения).

Окончив первый урок она ост..новил..сь на середине залы и повторила одну музыкальную фразу особе..о понравивш..ся ей. Она пр..слушал..сь радос?но к той пр..лести с которою эти звуки п..р..ливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно зам..рли и ей вдруг стало вес..ло. Что об этом думать много, и так хорошо сказала она себе и стала (в)зад и (в)перёд ходить по зале ступая (не)простыми шагами по звонкому п..аркету но на всяком шагу п..р..ступая с каблучка на носок и так же радостно как и к звукам своего голоса пр..слушиваясь к этому мерному топ..ту каблучка и п..скрип..ванию носка. Проходя мимо зеркала она загл..нула в него. Вот она я как (будто) говорил.. выражение её лица при виде себя. Ну и хорошо. И (ни, не) кого мне (не, ни) нужно.

I. Из данного текста выпишите:

1. Все слова с безударными гласными в корне; где возможно, подберите проверочное слово.

2. Слова, в которых нужно восстановить орфограммы в приставках.

3. Постройте схемы предложений с прямой речью.

II. Произведите синтаксический разбор 3-его предложения.

Вариант 2.

Задание 1. Списать, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки, вставив знаки препинания.

К. А. Тимирязев.

Эта жизнь была пламе..ым подвигом. (В) изумлени.. останавливаеш..ся перед (н..)исч..рпаемой огромностью того что сделал Тимирязев.

(Н..)укр…тимый б..рец учёный-гражданин пед..гог воспитавший (н..)сколько пок..лений замечат...льный и?следователь ксп..р..ментатор прол..гавший новые пути в лабораторной практик.. «патриарх русской агрономии» действительный и поч..тный член четырёх десятков академий университетов научных обществ всего мира…

Работа до краёв нап..лняла эту жизнь.

Но те кто лично знал Тимирязева сохр..нили нам образ (н..) педанта углублё..ого в свои микр..скопы в свои книги. Но человека открыт.. всем ж..вым радостям мира. Он страс?но любил пр..роду пут..шествия д..лёкие экскурсии. С ним был (н..)разлуч?но фотоаппарат и об?ектив его направляла чаще всего ни рука ботаника но рука влюблё..ого в жизнь человека.

Была в нём и по..тянутость пр..витая ещё в р..дительском доме и сохр..нившаяся на всю жизнь, как (не)нависть ко всякой внешней и внутренней ра..пуще?ости и (н..)ряшливост.. как уважение к труду и умение работать.

Страс?ное г..рение этой жизн.. (н..)прекращалось н..(на)день. Но это было внутре(н,нн).. к..пение которому стр..жайшая дисц..плина воли (не)п..зволяла пр..рват?ся наружу. Джентельменски к..ректным говоривш..м ровно (н..)спешно чека..ыми фразами таким запомнили Тимирязева знавшие его.

I. Из данного текста выпишите:

  1. Все слова с безударными гласными в корне; где возможно, подберите проверочное слово.
  2. Слова, в которых нужно восстановить орфограммы в приставках.

II. Произведите синтаксический разбор 2-ого предложения последнего абзаца.

Вариант 3.

Задание 1. Списать, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки, вставив знаки препинания.

Алексей Александрович од..ржал бл..стящ..ю победу в заседани.. комис..и.. сем..на..цатого августа но (в) последстви.. эта победа оказалась (н..) столь оч..видной. Новая комис..ия для ис..ледования во всех отн..шениях быта иноро..цев была составлен..а и отправлен..а на место с (не) обычайн..ю возбужда..мою Алексеем Александровичем быстр..той и энергией. Через три месяца был представлен отч..т. Быт иноро..цев был ис..лед..ван.. в пол..тическ..м, адм..нистративн..м эк..номическ..м этн..графическ..м мат..риальном и р..лигиозн..м отн..шениях. На все вопросы были пр..красно изложен..ы ответы и ответы (не) подл..жащие с..мнению так (как) они (не) были пр..изведением всегда подвержен..ой оши..кам ч..ловеческой мысли но все были пр..изведением служебной деят..льности. Ответы были результатом оф..циальных дан..ых д..несений губ..рнаторов и арх..ереев основан..ых на д..несениях уез..ных начал..ников и благочин..ых основан..ых, с своей стороны на д..несениях волос..ных пр..влений и пр..ходских св..щен..иков; и (по) тому все эти ответы были (не) сомнен..ы.

Все те в..просы о том, что, (на) пример, (по) чему бывают (н..) урожаи, (по) чему жители держ..т..ся своих вер..ваний, в..просы, к..торые без удо(б/п)ства служебной маш..ны (н..) разр..шают..ся и (н..) могут быть разреш..н..ы веками, получили ясное, (не) сомнен...ое разр..шение. И р..шение было в пользу Алексея Александровича. Но Стремов, чу..ствуя себя задетым за живое, уп..требил (не) ожид..н..ую для Каренина такт...ку.

I. Из данного текста выпишите:

4. Все слова с безударными гласными в корне; где возможно, подберите проверочное слово.

5. Слова, в которых нужно восстановить орфограммы в приставках.

6. Постройте схемы предложений с прямой речью.

II. Произведите синтаксический разбор 3-его предложения.

Задание 2. Составьте сложноподчинённые предложения различных видов.

Вариант 4.

Задание 1. Списать, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки, вставив знаки препинания.

Весь следу..щий день прош..л в напр..жён..ом ожидани.. (норд) оста. На с..гнальн..й мачт.. с рас..вета в..сел шт..рмовой с..гнал – ч..рный конус и ч..рный квадрат.

Каждый ждал шторма (по) своему. Рыбаки т..ропились п..ставить на якоря смолён..ые лодки. Перево..ики уг..няли шлюпки в тихие затоны. (Серо) голубые воен..ые к..рабли кре(б/п)че шварт..вались к (ярко) красным пл..вучим бочкам. Серебр..ные гидр..планы прятались в ангары, как пч..лы заползают в улей. Маяч..ные ст..рожа прот..рали сукон..ыми тряпками стекля..ные линзы ф..нарей. (Н..) чего (не) делали только дворники: они ож..дали, что ветер вымет..т и продует (на) сквозь Севастополь.

Устав от беспло(д/т)ного ож..дания бури, я поехал на Северную сторону. В пе..чаных пр..брежных п..щерах, выбитых в ж..лтых сухих утёсах, жили рыбаки – заг..релые об..рванцы с жёнами и (полу) голыми детьми. (Грязно) серые сети и развеш..ная на б..ч..вках рва..ная роба дополняли п..йза(ж/ш)...

(В) дали на задн..м плане, за лесом мач..т и свёрнутых п..русов, п..хожих на полотня..ные лист..я бананов, за пута..ницей туре..ких б..лконов, разбитых кирпичных крыш.., ж..лтела степь, п..росшая пропылё..ной травой. По ней бр..дили псы – ст..рожилы и вл..детели этих рыбач..их и крепос..ных берегов.

Дворы напом..нали склады д..кораций. Бел..ё на каме..ных оградах в..село, как изорв..ные т..атральные к..стюмы. На пустырях в..лялись остатки р..квизита: разбитые глин..ные кувшины, жестя..ные банки, (как) будто высуш..ные букеты и полом..ные вёсла. Чайки сидели на чугу..ных шарах – пустых минах, из..еде..ных ржавчиной. Стены стра..ных круглых фортов были (на) искось разреза..ны тен..ю и со..нцем. На крышах фортов были укрепл..ны с..гнальные мачты.

I. Из данного текста выпишите:

  1. Все слова с безударными гласными в корне; где возможно, подберите проверочное слово.
  2. Слова, в которых нужно восстановить орфограммы в приставках.

II. Произведите синтаксический разбор 2-ого предложения последнего абзаца.

Пояснение к работе:

I. Морфология и орфография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: