Кносский дворец. Панорама раскопок

Об этом говорят памятники крит­ского искусства. Среди них изобра­жения божественных младенцев и подростков — сыновей. Фигура жен­щины всегда наделена чертами ма­троны, матери: у неё подчёркнуто тя­жёлый бюст, обнажаемый по ходу важных ритуалов; она выше ростом и сильнее выступающего рядом паредра — супруга. Женщина (жрица или богиня) — ведущее лицо всех со­вершаемых действ, юноша — пассив­ный, ведомый ею персонаж. Так, в Кносском дворце главный вход, Ко­ридор Процессий, был украшен рос­писью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с нача­лом нового года, были очень попу­лярны в древности. В Кноссе в шест­вии дароносцев принимали участие в основном юноши; они несли дра­гоценные сосуды и специальный дар — критскую юбку-брюки для «новорождённой» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти — двойные секиры (ла'брисы), от которых, видимо, и произошло на­звание дворца — Лабиринт (Дворец Лабрисов). Сам праздник предпола­гал «священный брак» богов, без которого критяне не представляли се­бе продолжения жизни.

Критскую богиню могли олице­творять гора или же дерево. Гора и дерево связывались в умах людей не с конкретными горами и деревьями, а с универсальными, вселенскими символами. Археологи обнаружили золотые перстни-печати, на которых персонажи выдёргивают священное

Кносский дворец. Нижний ярус светового дворика. Частично реконструирован.

87

МИНОЙСКИЕ ВАЗЫ

Критские вазописцы достигли редких вы­сот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками (их называют «яичной скорлупой») до громадных гли­няных яйцевидных сосудов — пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду. У минойских ваз нет тяжёлых широких поддо­нов. Они тяготеют к объёмным, сфериче­ским формам. Аля устойчивости их иногда полностью или частично закапы­вали в землю. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, корал­ловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, неж­ные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках. Но более всего поражают цветы, склоняющие го­ловки под порывами сильного ветра. Са­мые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название — вазы «камарес».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: