Определите тему и основную мысль текста. 3. Определите, какие приемы сжатия использованы в изложении. Сформулируйте микротемы

Задание № 1.

Рабочий лист. Приемы сжатия (компрессии).

Напишите, какие приемы используются при сжатии текстов: исключения, обобщения, упрощения

Образец.

Исключение

Обобщение (Можно записывать на строчках ответ)

 

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

 

 2. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.   (По Д. С. Лихачёву)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием)

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.(По И. Милославскому)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.

 

Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)____________________________________________________________________________

 

5. Сократите текст вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (61 слово) (По Д. Гранину)_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание № 2

Прочитайте  фрагменты из текстов. Используя различные приемы сжатия, сократите тексты, сохраняя при этом наиболее значимую информацию. Запишите ответ.

 

1) Рисунки первобытного человека представляют собой не только художественную ценность: они помогают археологам воссоздать далекую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени, позволяют судить флоре и фауне, о климате Земли, об образе жизни наших предков.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

2) На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока. Ученый много путешествовал по разным странам Востока, там он и познакомился с достижениями восточной математики. Математика стала основой его представлений о законах, которые управляют мировым порядком.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

3) Люди, работающие в любых областях, заметно делятся на три категории – на тех, кто уже своей профессии, тех, кто точно входит в ее рамки, и, наконец, на тех, кто значительно шире своей профессии. Эти последние обыкновенно бывают людьми беспокойными и кипучими. Они – настоящие созидатели.

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

4) Происхождение астрологии теряется в туманной древности, ей не менее нескольких тысяч лет. Она возникла в ту далекую эпоху, когда человек еще не понимал, какие законы управляют жизнью природы. Небесные тела казались тогда людям богами, могущественными духами или по меньшей мере символами неких божественных сил, управляющих по своей прихотливой воле жизнью и смертью человека.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

5) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется. Поэтому в многозначных словах с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться. Так, слова колено в значении «сустав» и ухо – «орган слуха» возникли в языке очень давно, и каждое из них первоначально было однозначным. Затем у слова колено наряду с основным появилось новое значение – «отдельная часть чего-либо, идущего ломаной линией от одного сгиба или поворота до другого» (колено дымовой трубы). Слово ухо в современном русском языке также неоднозначно, оно называет и часть шапки, закрывающей уши, и приспособления для подъема или вешания.

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание № 3.

Текст 1.  (1 вариант)

Прочитайте текст. Сравните исходный текст и его сжатый вариант. Заполните ответы ниже. (Лист самоконтроля)

Определите тему и основную мысль текста. 3. Определите, какие приемы сжатия использованы в изложении. Сформулируйте микротемы.

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко. (152 слова)

 

Сжатый текст

Если ребенок не прочитал драгоценных книг, он обделен. Такие утраты будут невосполнимы, ведь в детстве другой счет времени.

Острота ранних впечатлений может влиять на всю жизнь, стать фундаментом будущей духовной жизни. Посеянные в детстве семена не все прорастут и расцветут, но биография души есть прорастание этих семян.

Последующая жизнь сложна, состоит из поступков, которые и определяются чертами характера, и формируют его. Но всякое качество души взрослого человека и, возможно, всякий его поступок имеют свой зародыш в детстве. (77 сл.)

 

 

Лист самоконтроля  

Впишите тему и основную мысль текста

 

Тема    
Основная мысль    

 

Впишите микротемы

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1  
2  
3  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: