Интересные факты о Хачатуряне

· Родители композитора, Илья (Егия) Васканович и Кумаш Саркисовна, были родом из соседних сел в Армении. Илья с 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С невестой, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда ей едва исполнилось 16.

· Биография Хачатуряна гласит, что Арам был самым младшим, пятым ребенком в семье. Первая дочь Хачатурянов умерла в малолетстве, у композитора были три брата, разница в возрасте со старшим из которых, Суреном, составляла 14 лет.

· Знаменитый «Танец с саблями» появился по требованию постановщиков балета «Гаянэ». Хачатурян вспоминал, что написал его всего за 11 часов. По иронии судьбы, именно благодаря этой мелодии имя композитора стало известно широкой публике за пределами Советского союза. На западе его даже называли «Мистер «Танец с саблями».

· Материалы для своего первого балета «Счастье» Хачатурян несколько месяцев собирал в Армении, знакомясь с народным творчеством, мотивами и традиционными музыкальными инструментами.

· Игорь Моисеев поставил «Спартака» в Большом театре полтора года спустя после ленинградской премьеры. В 1968 году появилась на свет еще одна версия балета – в хореографии Ю. Григоровича.

· Ленинградский «Спартак» Якобсона и московский Григоровича – абсолютно разные постановки – и по хореографии, и по духу. Спектакль Якобсона, сцены из римской жизни, был новаторским и по форме, и по содержанию. Так, например, партия антагониста главного героя – Красса создана для возрастного танцовщика и решена пантомимически. Леонид Якобсон выстроил запоминающиеся гладиаторские бои, эпичные массовые сцены. Тема Юрия Григоровича – хореографическая дуэль Спартака и Красса, а по сути – двух миров: мира гладиаторов и рабов, мира римской знати и воинов. Григорович создал героический мужской балет, женские образы в нем второстепенны, в то время как в версии Якобсона Фригия и Эгина играют значительную роль в развитии сюжета.

· Переделанная версия «Спартака» Якобсона некоторое время демонстрировалась и в Большом театре.

· В Кировском – Мариинском театре всегда ставился только один «Спартак» - Л. Якобсона. Возобновления спектакля были в 1976, 1985 и 2010 годах. Спектакль входит и в текущий репертуар.

· В 2008 году санкт-петербургский Михайловский театр представил свою версию «Спартака» по либретто и в хореографии Георгия Ковтуна. Постановка отличалась пышностью и размахом: несколько сотен человек массовки, четырехэтажные декорации, присутствие живых лошадей и даже тигра.

· Либретто «Гаянэ» переделывалось едва ли не к каждой постановке. Кировский театр в 1945 году представил балет на своей исторической сцене. В нем появились новые персонажи, были отредактированы сюжетные линии, удален пролог, изменена сценография. В 1952 году балет был переработан для новой постановки. Большой театр обратился к произведению в 1957. И вновь сценарий был существенно переделан.

· С «Гаянэ» начался творческий путь одного из самых выдающихся хореографов современности Бориса Эйфмана. В 1972 году он выбрал этот балет для своей дипломной работы. По согласованию с Хачатуряном, сюжет был вновь изменен. Спектакль шел на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде и выдержал более 170 представлений.

· Сегодня «Гаянэ» - редкий гость российских подмостков. Полностью с произведением можно познакомиться только во время нечастых гастролей Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, визитной карточкой которого является этот балет.

· Даже будучи больным, после двух тяжелых операций, Арам Ильич лично ездил по стране участвовать в постановках своих балетов.

· Арам Хачатурян создал собственную композиторскую школу, самыми известными его учениками стали А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Дашкевич, А. Рыбников, М. Минков.

· М. Таривердиева Хачатурян не хотел брать к себе в класс – он учил симфонистов, а юноша показал ему свои камерные произведения. Микаэл тогда встречался с племянницей композитора Лейлой, и просить за него специально прилетел в Москву ее отец Вагинак. Дело дошло до конфликта между братьями, Арам Ильич сдался и принял Таривердиева к себе на курс.

· Писатель Михаил Веллер в свой сборник «Легенды Невского проспекта» включил и скандальный рассказ «Танец с саблями» о встрече А. Хачатуряна и С. Дали. Как впоследствии признался автор, эта история – плод его воображения.

· Персонажей балета «Гаянэ» зовут Нунэ и Карен – так же, как и детей композитора.

· Люди, близко знавшие пару Хачатурян – Макарова, единогласны в том, что это был союз двух абсолютных противоположностей. Нине Владимировне для работы требовалась тишина и одиночество. Арам Ильич мог писать в любом месте и в любое время. Она была более закрытым человеком, он – ярким, жизнерадостным и общительным. Этими своими качествами они идеально дополняли друг друга.

· Сочинения Н.В. Макаровой, к сожалению, плохо известны. А ведь она – создатель нескольких опер, множества песен и романсов. Оставаясь в творческой тени своего великого мужа, она сумела долгие годы поддерживать и вдохновлять его, возможно, в ущерб своему таланту.

· Среди племянников Арама Ильича есть и известный дирижер, и композитор. Дирижер - Эмин Левонович Хачатурян, записавший с Государственным симфоническим оркестром кинематографии музыку к 150 фильмам, среди которых «Я шагаю по Москве», «Бриллиантовая рука», «Москва слезам не верит». Композитор – Карен Суренович Хачатурян, автор балета «Чиполлино», профессор Московской консерватории.

· Обладая рубенсовской внешностью, Арам Ильич по-хорошему завидовал своему старшему брату Вагинаку, которого природа наградила высоким ростом, стройной фигурой и аристократическими чертами лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: