Ход мастер-класса
Юный друг! Рады видеть тебя на дистанционном мастер-классе, где пошагово разбирается процесс рисования пейзажа в технике пастель.
Пастель получила свое название от слова «а-пастелло», которым называли прием рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, применявшейся итальянскими художниками 16 века.
В 18 веке пастель становится самостоятельной техникой и получила большую популярность во Франции, где её использовали такие художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден. Выдающимся пастелистом была итальянская художница Розальба Каррьера.
Наиболее выдающимся художником, работающим в этой технике, был Эдгар Дега. Он не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других пастелистов.
В России техника пастели стала известна в 18 веке. Иностранные живописцы, оказавшись в России, выполняли заказные портреты царствующих особ и приближенных вельмож. Широкое распространение среди русских художников эта техника получила в первой трети 19 века.
|
|
Мы знаем многих мастеров, работавших в технике пастели: К. Маковский, В. Серов, И. Левитан, Б. Кустодиев и др.
С конца 19 века и на протяжении 20 века пастель переживала как периоды спада, так и подъема. Среди авторов, обративших свой взгляд к пастели такие художники как А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, З. Серебрякова, Е. Кацман, В. Епифанов и мн. др. В настоящее время появилось много художников, посвятивших свое творчество пастели.
Пастель относится к сухим пигментным мелкам, но имеет в спектре всю цветовую палитру за счет красителей. Отличительная особенность пастели в том, что благодаря меловой основе цвета получаются сдержаннее, чем у водорастворимых красок. Это придает картинам мягкий колорит, который близок человеку, что в обиходе мы часто слышим «интерьер выполнен в пастельных тонах» или «девушка в платье пастельных тонов»
Рисунки, выполненные пастелью, крайне не прочны. Они легко осыпаются, поэтому готовые работы закрепляются специальным фиксативом или схожим по свойствам лаком для волос. Рисунок оформляют в раму под стеклом. Выбор бумаги имеет большое значение. Работать лучше на малопроклеенной бумаге с ровной шероховатой поверхностью, которая хорошо держит уголь и мелки.
Итак, переходим к самой интересной части занятия, но для начала проверим, все ли материалы мы подготовили. Начинаем.
Пошаговая инструкция создания пейзажа в технике пастель
Шаг №1. Приклеить бумажным скотчем бумагу к столу или планшету (картону)
|
|
Шаг № 2 Карандашом или белым мелком наносим основные линии рисунка: дальний лес, поле, дальний берег реки, ближний берег.
Шаг № 3. Рисуем стволы деревьев на дальнем берегу и их отражение, затем – стволы деревьев на ближнем берегу.
Шаг№ 4 Салатовым мелком рисуем крону деревьев, держим мелок плашмя.
Шаг № 5. Рисуем дальний лес, используя голубой, салатовый и светло-коричневый мелки.
Шаг № 6. Слегка растираем пальцем или кусочком салфетки.
Шаг № 7. Рисуем небо, используя голубой и белый мелки. Наносим белила на стволы ближних деревьев, слегка растирая.
Шаг № 8. Бежевым и светло-коричневым мелками рисуем поле.
Шаг № 9.Салатовым и оливковым мелками рисуем дальний берег.
Шаг № 10. Светло-коричневым и оливковым мелком рисуем отражение берега.
Шаг № 11. Прорисовываем свет и тень на кронах дальних деревьев отдельными штрихами, не растирая. Используем оливковый, салатовый и лимонный цвета.
Шаг № 12. Переходим к отражению кроны деревьев. Используем те же цвета и добавляем светло-коричневый. Помним, что отражение плотнее, чем само дерево
.
Шаг № 13. Рисуем отражение неба голубым и синим мелками. Накладываем один цвет на другой.
Шаг № 14. Рисуем ветки и пятна на стволах берез и на их отражении светло-коричневым мелком.
Шаг № 15. Черным или темно-серым мелком добавляем пятен на стволы (снизу - чаще, выше – реже). На отражении делаем горизонтальные штрихи белым мелком, показывая течение реки. Прорисовываем отдельные травинки на берегу и отражении.
Шаг № 16. Рисуем траву на переднем плане салатовым и оливковым мелками.
Шаг № 17. Рисуем песчаный участок берега коричневым мелком хаотичными штрихами.
Шаг № 18. Переходим к березам на переднем плане. Коричневым мелком рисуем ветки и пятна на стволе.
Шаг № 19. Не забываем, что пятен больше в нижней части ствола. Рисуем молодую поросль березы.
Шаг № 20. Рисуем листву, используя оливковый, салатовый и цвет бутылочного стекла. Сверху еще раз проходим салатовым, показывая свет и тень. Теперь можно убрать скотч.
Шаг № 21. Наш пейзаж готов. Можно закрепить рисунок лаком для волос, распыляя его аккуратно с расстояния 40 -50 см. Готовую работу оформить в раму с паспарту. Желаю успеха в освоении такой интересной техники как пастель!