Усердно трудиться быстро бежать
Сломя голову, засучив рукава, во весь дух, не покладая рук, до седьмого пота, во все лопатки, пятки сверкают, во всю прыть, очертя голову, в поте лица.
Задание 5
Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов:
ахиллесова пята, крокодильи слёзы,, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Янус, прокрустово ложе, лебединая песня.
Задание 6
Выполнить тестовые задания
Укажите предложение, в котором синоним к слову чувствовать является стилистическим.
а) Сегодня ей нездоровится. б) Он ощутил прилив небывалой силы.
в) Почуяв опасность, зверь притаился. г) Мы пережили то же, что и они.
2. Подберите к выделенным курсивом словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1) тонкая работа | а) толстая; б) топорная; в) заметная. |
2) простой фасон | а) сложный; б) бедный; в) ювелирный. |
3) сильный художник | а) неубедительный; б) заурядный; в) поверхностный. |
4) суровый тон | а) легкий; б) мягкий; в) тихий. |
|
|
Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.
а) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов.)
б) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов.)
в) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В.Маяковский.)
г) Мы сёла — в пепел; грады — в прах; в мечи — серпы и плуги. (В.Жуковский.)
л) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. (Г. Поженян.)
4. В строке: «Мама! Ваш сын прекрасно болен» Маяковский прибегает:
а) к метафоре б) к иронии; в) к оксюморону; г) к антитезе.
5. Какой прием использует С. А. Есенин в следующих строчках:
Я готов рассказать тебе поле.
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
а) Олицетворение; б) оксюморон; в) метафора; г) антитеза.
Какой прием использовал В. Маяковский в строке: «В сто сорок солнц закат пылал...»?
а) Литота; б) гипербола; в) гротеск; г) олицетворение.
7.назовите приём, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления («…как муравьи из разорённой карточки<…>, приходили и пробегали солдаты»).
А) Эпитеты б) сравнение В) Противопоставление
Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», лирический герой стихотворения «очеловечивает» его. Как называется этот приём
А) олицетворение Б) противопоставление В) сравнение
Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности («клён заледенелый», «под метелью белой»)?
|
|
А) сравнение Б) эпитет В) метафора
Практическая работа № 9
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Учебная цель: совершенствовать умение владеть приемами вычленения морфем, свободно подбирать однокоренные и одноструктурные слова и отождествлять морфемы;
Учебные задачи:
1. Научиться определять функции каждой морфемы в составе конкретной словоформы; характеризовать (с помощью этимологического словаря) исторические изменения в морфемной структуре слова.
2. пользоваться толковыми, этимологическими словарями.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения
Студент должен:
уметь:
- использовать словообразовательные средства в изобразительных целях.
- свободно подбирать однокоренные и одноструктурные слова и отождествлять морфемы.
знать:
- способы словообразования;.
-определения морфем..
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить предложенные задания.
4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебник по русскому языку.
2.Тексты заданий.
3. Тетради для практических работ.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1.Что такое морфема?
2. Дайте определения основных видов морфем.
3. Как определить состав слова.
Краткое изложение теоретических вопросов