Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу

ØÇ ØÇÙ ÇÙ О ÇÙ
     

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос, конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.

Задание 5.

1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т. е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести, Б) подмету, В) подметенный, Г) подметавший, Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,  Б) сдержанный,   В) опасно, Г) городской,     Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,       Б) приставочный,      В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,     Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,   Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,     Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

Слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А)∩^^□, ∩^□, ∩^□;  Б) ∩^□, ∩∩^□, ∩^□;           В) ∩^□, ∩^□, ∩□;

Г) ∩^^□, ∩□, ∩^^;     Д) ∩^□, ∩^□, ∩^^□.

8. Морфема – это…:

А) наименьшая значимая часть слова;  Б) звук; В) Буква    Г) слово;   Д) словосочетание

9.Корень – это…:

А) состав слова   Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова   Г) логическое ударение              Д) система морфем

10. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой Б) синтаксисом    В) морфологией   Г) морфемикой       Д) фразеологией

11. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова с одним лексическим значением   Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением                        Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями

12. Найдите слово с нулевым окончанием:

А) книга Б) умный  В) стул   Г) вышла Д) сильное

13. Основы бывают:

А) непроизводные и производные Б) прямые и косвенные

В) глухие и звонкие   Г) парные и непарные    Д) сильные и слабые

14. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А) суффиксальный Б) приставочный   В) приставочно-суффиксальный

Г) переход одной части речи в другую    Д) сложение основ

15. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А) прилагательное  Б) причастие     В) существительное Г) наречие   Д) местоимение

16.По какой модели образовано слово подснежник:

А) ∩     Б) ∩      В) ∩ ^    Г) ∩     Д) ∩ ^ 

 

Форма контроля выполнения практического занятия:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

 

 

                                                       Практическая работа № 10

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Учебная цель: совершенствовать умение распределять слова по словообразовательным гнездам, восстанавливать словообразовательную цепочку, составлять слова с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Учебные задачи:

1. Научиться распределять слова по словообразовательным гнездам, восстанавливать словообразовательную цепочку, составлять слова с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

2. пользоваться толковыми, этимологическими словарями.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

- использовать словообразовательные средства в изобразительных целях.

- свободно подбирать однокоренные и одноструктурные слова и отождествлять морфемы.

знать:

- способы словообразования;.

-определения морфем..

Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что такое словообразование?

2. Укажите основные морфологические и неморфологические способы словообразования.

3. Что такое формообразование?

4. Чем формообразование отличается от словообразования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: