Доказательство - это логическая операция по обоснованию истинности суждения с помощью других истинных суждений.
1. Что доказывается | Тезис (вывод) | Суждение, истинность которого сле дует доказать |
2. Чем доказывается выдвинутое положение | Аргумент (-ы) | Истинно(-ые) суждение(-ия), кото- рое(-ые) служит(-ат) для обоснования тезиса |
3. Как оно доказывается | Демонстрация | Логическая форма построения доказательства |
Способы доказательства - применяемый вид умозаключения:
дедуктивный,
индуктивный,
по аналогии.
Методы доказательства:
Прямое доказательство - тезис логически следует из аргументов.
Примерная структура. Вариант 1
1. Тезис.
2. Аргумент, дедуктивно к нему ведущий (или аргументы, ведущие к нему индуктивно).
3. Безусловное обоснование аргумента.
4. Обоснование того, что аргумент не может быть действительным, если недействителен тезис.
Примерная структура. Вариант 2
1. Безусловный аргумент (аргументы).
2. Вытекающий из него тезис.
3. Обоснование того, что тезис не может не вытечь из аргумента.
Непрямое (косвенное) доказательство - истинность выдвигаемого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.
Виды:
- Доказательство от противного
Осуществляется путем установления ложности суждения, противоречащего тезису. Предполагается истинность антитезиса, и из него выводится следствие. Если хотя бы одно из полученных следствий противоречит или посылке, или другому следствию, истинность которого уже установлена, то данное следствие, а за ним и антитезис, предполагается ложным.
- Разделительные доказательства, метод исключения
Истинность суждения утверждается путем исключения всех его альтернатив, ложность которых доказывается
Правила тезиса:
Тезис должен быть сформулирован точно и ясно, не должен допускать многозначности.
Ошибка: неоднозначность тезиса.
- Каждый сложный тезис следует разделить на простые при доказательстве.
- Каждый простой тезис следует доказать отдельно.
Ошибка: кто слишком много доказывает, тот не доказывает ничего.
- На всем протяжении доказательства тезис должен быть одним и тем же.
Ошибка: подмена тезиса.
Правила аргумента:
- Аргументы должны быть истинными суждениями, не противоречащими друг другу. Ошибка: умышленное заблуждение (в качестве аргументов используются заведомо ложные факты; в качестве аргументов используются такие суждения, которые сами нуждаются в доказательстве).
- Аргументы должны быть достаточными для признания истинности тезиса.
Ошибка: мнимое следование (из аргументов следует не только тезис, но и ложное положение).
- Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса.
Ошибка: круг в доказательстве (тезис доказывается аргументом, а аргумент доказывается этим же тезисом).
Правило демонстрации:
При связывании тезиса с аргументами должны быть соблюдены правила того умозаключения, по схеме которого строится доказательство.
Ошибки: смешение относительного смысла высказывания с безотносительным (высказывание, истинное в конкретных условиях, рассматривается как истинное для всех других условий); неоправданный переход от более узкой области к более широкой; переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.
Задачи практического занятия:
1. Выполнить практическое занятие;
2.Оформить отчёт по практическому занятию (приложение С);
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Лист писчей бумаги формат А4.
2. Ручка с чернилами черного цвета.
3. Карандаш простой.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию:
1. Аргументация выбранного тезиса на основе заданных источников информации.
2. Анализ аргументации, приводимый в СМИ.
3. Подготовка выводов, обусловленных проявлением общей закономерности в конкретных условиях.
4. Проведение сравнительного анализа на основе самостоятельно определяемых критериев.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
2. Изучить порядок выполнения задания.