Основы совершенствования физических качеств

 

Цель тренировки заключается в подготовке к высоким спортив­ным результатам, что, как известно, зависит от спортивных воз­можностей и готовности к достижениям.

Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специ­альными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достиже­ниям характеризуется отношением к спортивной деятельности и требованиями, предъявляемыми к тренировкам и соревнованиям. Подготовка к спортивным достижениям - сложный педагогиче­ский процесс, который включает в себя образование и воспита­ние спортсмена.

В тренировочном процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необ­ходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки. Выделим основные компоненты единого тренировочного процесса: физическая подготовка (раз­витие физических способностей и индивидуальных качеств спорт­смена); техническая подготовка (овладение рациональной тех­никой спортивной деятельности, что обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); тактическая подготовка (развитие способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); психологическая подготовка (формирование умения на тренировках и соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уров­ни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения; высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать зна­чительным уровнем развития личностных качеств).

Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов тренировочного процесса, то легко заметить, что его основополагающим звеном являются физические каче­ства, которые и определяют спортивные достижения на всех этапах подготовки спортсмена.

В теории физического воспитания рассматриваются пять основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносли­вость и гибкость. Каждое из этих качеств имеет свою психологическую характеристику:

Быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных ус­ловий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота ­ЭТО способность управлять временными признаками и движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из них к силе предъявляют разные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры фи­зических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость - наиболее типичные силовые ха­рактеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии. Скоростная сила - это способность нервно-мышечной систе­мы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимально произволь­ном мышечном сокращении. Силовая выносливость - это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.

Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организ­ма, либо вследствие монотонности работы. Для развития вынос­ливости важно формировать у спортсменов положительное отно­шение к появлению усталости и обучать психологическим при­емам ее преодоления. Выносливость: статическую и динамическую, локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии более 50 % мышечной массы), силовую, анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выпол­нять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения). В спорте выносливость - это способность длительно выпол­нять глобальную мышечную работу преимущественно (порой и исключительно) аэробного характера.

Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенство­ванию спортивной техники и поэтому имеет большое значение в видах спорта, требующих четкой координации движений, а также умения приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость - это способность человека быстро овладевать новы­ми движениями и перестраивать двигательную деятельность в со­ответствии с требованиями меняющейся обстановки. С точки зре­ния психологии ловкость среди физических качеств занимает осо­бое положение. Она проявляется только в комплексе с другими Физическими качествами и имеет свои особенности в каждом виде спорта. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит комплексный характер.

 

Гибкость (подвижность суставов) - это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Гибкость - это элементарное условие качественного и количе­ственного выполнения движений.

Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкой на спортивное достижение. Факт достижения, намеченного результата становится для спортсмена подтверждением реальности по­ставленной задачи и одновременно источником его ориентации на оче­редные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ориентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизируются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его воз­можностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всесторонне­му гармоническому развитию личности, приобретению и совершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участ­ника общественного прогресса.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: