Сдать экзамен: 5 стратегий подготовки и комментарии психолога
«Как это все вообще можно выучить?» — в отчаянии вопрошают студенты и школьники, открывая толстый учебник накануне очередного экзамена. «Как взять себя в руки и не волноваться? Что делать, если я совсем ничего не помню?» И действительно, как успешно сдать экзамен и при этом не выбиться из сил? Рекомендации психотерапевта Яков Кочеткова.
Во время сессий, переводных и тем более выпускных экзаменов нервное напряжение охватывает всех — и тех, кто, в общем, интересовался учебным процессом, и тех, кто знакомство с предметом оттягивал до последнего. Но вот решающий момент наступил. Как успешно сдать экзамен? Как организовать свою жизнь в дни экзаменов так, чтобы провести это беспокойное время с максимальной пользой для дела, для собственного здоровья и — возможно — с удовольствием?
Мы собрали самые расхожие установки и попросили прокомментировать их когнитивного психотерапевта Якова Кочеткова.
В последний день надо накачать себя информацией по максимуму. Кратковременная память ее удержит и выручит на экзамене
|
|
Эта стратегия вполне может подойти тому, кто обладает математическим складом ума, хорошей памятью и логическим мышлением. Но в целом это не очень полезная установка. Все-таки объем нашей памяти ограничен, и она, к сожалению, не подчиняется нашим прямым указаниям.
Если вы 24 часа подряд будете забивать голову новыми сведениями, то рискуете перегрузить память, и она сыграет с вами на экзамене злую шутку. Та информация, которая «закачивалась» в последний момент, может не выскочить вовремя. Вы увидите вопросы — и… ничего не вспомните. Или начнете путать цифры, даты, формулы.
Кроме того, чтобы сдать экзамен, очень важно не перегореть на старте. Если человек слишком много усилий затратил на подготовку и полностью выложился, он может прийти на экзамен опустошенным, у него просто не будет сил — ни эмоциональных, ни интеллектуальных. Поэтому лучше все-таки заниматься не больше трех-четырех часов в день, причем не только учить новое, но и повторять ту информацию, которая была усвоена ранее.
В последний день перед экзаменом вообще нельзя заниматься: пусть мозги немного «остынут»
В целом это неплохая установка, если мы предполагаем, что человек в течение года все-таки занимался. И если два-три месяца назад, закрепляя какую-то тему, он решил 20–30 однотипных примеров, значит, навык решения у него уже сформировался и в повторении этой темы нет необходимости.
Хотя в полном отказе от занятий смысла тоже не вижу. Зачем лишать себя возможности перед сдачей экзамена пару часиков что-то почитать?
|
|
Перед экзаменом нельзя быть слишком спокойным. Надо заставить себя понервничать: в состоянии стресса лучше работает память, легче концентрироваться
Часто такие установки возникают в результате обычных совпадений: человек понервничал накануне — и вдруг блестяще сдал экзамен. И он, заметив эту связь, сделал неверный вывод: у меня получилось, потому что я понервничал.
А на самом деле заметить стоило бы иное: то, что в этот раз он действительно хорошо подготовился. Хотим мы того или нет, но стресс перед экзаменом появится помимо нашей воли, поэтому наша задача — его снизить, а не подогреть искусственно.
Казалось бы, в состоянии стресса легче сконцентрироваться, это правда. Но полезен лишь короткий, здоровый стресс, просто рабочее волнение. А при нездоровом, затяжном стрессе мы чувствуем себя истощенными и не успеваем восстановиться. И вот очень важно, чтобы фаза экзаменов не совпала с фазой эмоционального истощения. Но это не значит, что нужно пить успокоительные препараты: они могут снизить концентрацию внимания и замедлить умственную активность в целом.