Ознакомление с окружающим миром

Миром.

1. Непосредственной образовательной деятельности;

2. Дидактическая игра;

3. Третьим средством можно признать исследовательскую деятельность детей;

4. Сюжетно-ролевая игра;

5. Художественная литература;

6. Еще одним средством можно считать проектный метод.

(Подробно)

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.
Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.
Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.
Познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и распределение материала по возрастам должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности и систематичности.

Приобщению ребенка дошкольного возраста к миру социальной

действительности конечно же нужно начинать с определения задач, стоящих перед нами для освоения дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей, адекватной дошкольному возрасту;

- формирование в сознании детей представлений о гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Определив пути ознакомления дошкольников с социальным миром и рассмотрев средства познания как источник получения информации о мире, определим свою позицию – позицию педагога. Может ли взрослый человек, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы.

В первую группу вошли источники, получение информации из которых вполне контролируется иуправляется взрослым (в большей части случаев это сам взрослый, понятно и достовернопередающий детям информацию о мире).

Вторая группа – это источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать – мы лишь отбираем средства с учетом их педагогической целесообразности.

И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый

управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью всегда надо помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

Считаю, что основная задача этого направления работы – показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его части, как участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, когда факты и события, с которыми встречается ребенок, ему понятны и доступны. А его собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.

Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Материал по данному направлению разделен на блоки, содержание которых ребенок осваивает как по отдельности, так и в комплексе. Блоки эти представляют собой такие тематические разделы:

семья,

детский сад,

родной поселок,

родная страна,

труд взрослых,

предметный мир.

Эти темы дублируются в каждой возрастной группой с учётом особенностей и возможностей восприятия детьми содержания программного материала. Каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную деятельность и чтение), что позволяет осуществлять образовательный процесс в двух основных моделях – совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей Благодаря блочной схеме организации воспитательно-образовательного процесса удается использовать все средства получения детьми информации об окружающем, включив эти средства в тематические планы.

Каковы же средства ознакомления младших дошкольников с окружающим миром?

Назначение непосредственной организованной образовательной деятельности, одной из важнейших средств ознакомления детей с окружающим миром, состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей и освоении ими новых, сложных способов познавательной деятельности. Непосредственная организованная образовательная деятельность по ознакомлению ребенка с социальным миром, формированию коммуникативных навыков и умений мы проводим с целью пополнения знаний и развития ребенка.

Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию детей и постоянный рост их самостоятельности и творчества.

В содержание непосредственной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим входят осмотры помещений и участка детского сада, наблюдения за трудом взрослых, за движением транспорта, рассматривание игрушек, предметов, картин.
Важно с первой минуты непосредственной организованной образовательной деятельности включить малыша в активную работу. В этих целях рекомендуется использовать эмоциональную установку на предстоящую деятельность. Так, педагог может за 3—4 мин до непосредственной организованной образовательной деятельности показать детям игрушки или другой демонстрационный материал и предложить рассмотреть эти предметы, потрогать их. В первые минуты непосредственной организованной образовательной деятельности следует сосредоточить внимание детей на явлении или предмете в целом, затем на его основных свойствах. Вызвав у детей интерес к непосредственной организованной образовательной деятельности, создав необходимый настрой на учебную деятельность, воспитатель ставит перед ними конкретные требования. В процессе такой непосредственной организованной образовательной деятельности, которая проводится с опорой на наглядность, целесообразно сочетать воздействия воспитателя с активными действиями, речевыми проявлениями каждого ребенка, учитывать эмоциональные реакции малышей.

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти

Различные формы образовательной деятельности (НООД, беседы, экскурсии, поисково-познавательная и музейная работа) ни в коем случае не должны умалять важнейшее значение игры в социализации ребенка. Поэтому в повседневной работе приоритет отдается игровой деятельности, поскольку опыт социального поведения ребенок может накопить и освоить в адекватной возрасту практической деятельности, то есть в игре.

В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, формируются такие нравственные качества, как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, чувство взаимопомощи, дети учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций и др. Данные качества особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в их повседневной жизни.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что в младшем дошкольном возрасте одним из эффективных средств ознакомления детей с окружающим миром является дидактическая игра

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Хотелось бы отметить, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
«С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на непосредственно организованной деятельности, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: