Потребность – состояние нужды в чем – либо, что лежит вне организма. Регулирует наше поведение, управление мышлением.
А) Биологические потребности – у человека и у животного врожденные (еда, сон, отдых, размножение, безопасность, температурный режим). Удовлетворение биологических потребностей вызывают физиологические. Биологические насыщаемы, можно удовлетворить.
Б) Психологические потребности – прижизненные, социокультура, личностные удовлетворения. Не насыщаемы. (самоактуализация, потребность общения, любви, признания, познавательная, эстетическая, творческая).
Животные – инстинкт (внешние и внутренние). Предмет потребности закреплен, не выбир.
Внутренние потребности – потребностное состояние
Внешние потребности – характеристика модальности (образ, запах, цвет).
Человек – культурный способ удовлетворения потребностей. Нахождение модальности, опредмечивание потребности. Человек может выбирать предмет своей потребности.
Мотивы – можно определить как предмет потребностей, это то, что побуждает человека к дд, направляя его на удовлетворение потребностей. Устойчивы, определяется поведением человека, обуславливают направленность личности.
|
|
· 1а - Генерализованные мотивы – потребности человека значимы для личности
· 1б - Инструментальные мотивы –выбор путей, средств достижения удовлетворения
· 2а -Актуализация мотивы – в реальных действиях
· 2б - Потенциальные мотивы – альтернатива, в воображении
Существует несколько мотивов:
· Ведущие – центральное положение, связанно с личностью
· Второстепенные – мотивы, которые не актуальны
Мотивы по Леонтьеву:
· Смыслообразующие – связано с личностью
· Мотивы стимулы – менее эмоциональные, более актуальны
· Социальные – преобладает над биологическими
· Биологические
Классификация по предметности:
· Предметные – получение результата (вырастить дерево, создать семью)
· Функциональные – неважен результат, важен процесс
· Нормативные – ограничители поведения
· ____________________________________
· Осознаваемые
· Неосознаваемые
Уровень мотивации -должен быть умеренный
Закон оптимальной мотивации, средний уровень мотивации самый норм.
А) мотив достижения успехов
Б) мотив избегания неудач
Цель – образ желаемого результата. По Леонтьеву
Уровень притязания зависит от результата.
Человек, индивидуальность, индивид, личность.
Человек – это живое существо, которое обладает мышление и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими. Разумное, общественное существо, которое выступает в процессе своего существования как личность. Человеческие способности и свойства ( речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно. Субъект - человек (индивид)как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.
|
|
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
Индивид – это человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).
Отличия: Индивид выражает общие свойства человека как организма. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека. Личность-это результат процесса воспитания и самовоспитания, т.е. личностью становятся в процессе жизни. Субъект психики – это взаимодействующие субъекты жизни.
Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций.
Леонтьев: первое рождение личности в 3 года, второе рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.
Критерии определения личности:
· это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития
· способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого
· способность сознательно управлять собственным поведением
· способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет
· способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами
· способность к самосовершенству.
Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.
Общая характеристика и функция эмоций. Современные теории эмоций.
Эмоции – переживание наших отношений. Эмоции – пристрастное отношение ко всему окружающему. Всегда ситуативны.
Эмоции:
· положительные (радость, удовольствие)
· отрицательные (страх, гнев)
Пока есть потребность, испытываем негативные эмоции.
Аффект – самое интенсивное проявление, кратковременное, взрыв эмоций, носит дезорганизационный характер (нерегулир. состояние).
Чувства – достаточно длительное эмоциональное проявлений средней интенсивности, всегда имеют предметный характер к чему – либо. Являются новой для спектра эмоций.
Настроение – самое длительное эмоциональное проявление очень низкого уровня интенсивности, имеет размытый характер. Является эмоциональным фоном для возникновения эмоций.