ВВЕДЕНИЕ В ОНТОЛОГИЮ
Онтология - один из важнейших разделов философии.
Термин «онтология» переводится с греческого как "учение о бытии" (ontos — сущее и logos — слово, учение). В первые в этом значении был использован Рудольфом Гоклениусом (1636 г.) в своем произведении "Философский лексикон". До этого вопросы о сущности бытия входили в проблемное поле метафизики, а Р. Гоклениус использовал новый термин "онтология", чтобы отделить проблему бытия от проблемы его познания.
Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др.
Несмотря на кажущуюся оторванность от реальной жизни и умозрительность, онтологические проблемы и вопросы пронизывают не только мир науки, но и повседневные практики человека. "Можно ли рекламировать несуществующий товар? Можно ли запретить рекламу несуществующего товара? И как доказать, что рекламируемый товар не существует, а реклама нарушает закон? " - эти вопросы до сих пор актуальны для представителей рекламного бизнеса и законодательства.
|
|
Так, в 1996 году в России вышел закон, запретивший рекламу крепкой алкогольной продукции, и на экранах телевизоров сразу появилась реклама шоколадных конфет, минеральной воды, солений, не существующих фильмов и даже льда для коктейлей под легко узнаваемыми брендами алкогольных напитков. Долгое время Федеральной антимонопольной службе приходилось доказывать, что рекламируемый товар в природе не существует (не представлен на полках магазинов, не выпускается в промышленных масштабах и т.д.), чтобы запретить его рекламу.
Вопрос для самопроверки
1. Верно ли, что онтология и метафизика - синонимы?
А. Верно
Б. Неверно
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Несмотря на то, что термин, обозначающий онтологию, широко распространился только в 17 веке, проблема бытия интересовала философов всегда. Более того, онтологические вопросы: "Что лежит в основании мира?", "Каким образом мир развивается?" и др. - дали рождение философии в эпоху Античности.
О том, как менялись представления о бытии в истории философии, и о том, что такое классическая и неклассическая онтологии, вы узнаете из следующего видео.
ССЫЛКА НА УЧЕБНОЕ ВИДЕО: https://youtu.be/BLejmG-WS-E
Понимая бытие как предельно общую абстракцию, которая объединяет по признаку существования самые различные явления, можно выделить важнейшие проявления (сферы) бытия:
|
|
• Бытие природы - природные неорганические и органические формы.
• Бытие человека как уникального существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного.
• Бытие общества как мир духовно-практической деятельности людей и их отношений.
• Бытие духовного как особого рода реальности — норм, ценностей, идеалов и т.п., составляющих духовную культуру общества.
Каждая сфера бытия обладает своей сложной структурой. Так уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны); микроэлементарный (адроны и лептоны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); единичных вещей; макротел; планет и систем планет; галактик и систем галактик; метагалактик; Вселенной. К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); многоклеточных организмов; видов; популяций; биоценозов; биосферы в целом. Уровни общества образуют: отдельный индивид; семья; коллектив; социальные группы (слои, классы, страты); этносы; нации; расы; государства; союзы государств; отдельные общества; человечество в целом.
Все формы бытия развиваются и функционируют по своим законам и являются объектами исследования для различных наук. Вместе с тем, многообразные формы бытия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия складывается единый и противоречивый, но целостный мир.
Вопрос для самопроверки
2. С точки зрения классической онтологии
А. Бытие не существует
Б. Бытие познаваемо и объективно
В. Бытие непознаваемо и объективно
Г. Бытие познаваемо и субъективно
ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ В ОНТОЛОГИИ
ХХ век с его научными открытиями и многоголосием философских концепций подводит человека к осознанию сложности, разнопорядковости мира и, следовательно, невозможности найти некий единственно верный универсальный метод, одинаково эффективно применимый к решению всех возникающих проблем.
Если спросить человека, что такое реальность, он не задумываясь ответит, что это всё, что его окружает в действительности, однако с точки зрения философии всё намного сложнее.
Проблема реальности в ее широком значении—это проблема взаимосвязей и взаимоотношений, возникающих между человеческим восприятием, созданной нашим сознанием картиной мира и внешней реальностью. Главный же вопрос, составляющий существо проблемы, — это вопрос об объективности мысленной картины мира. Особенно остро этот вопрос стоит, когда мы решаем вопрос о существовании объектов, вводимых теоретическим мышлением. Например, существуют ли "материя", "грамматическое правило", "знак", "число", "символ", "архетип", "бренд" и др., и если существуют, то каким образом и какими свойствами обладают?
В философии принято говорить о объективной и субъективной реальностях, кроме того выделяют реальность консенсуса или обусловленную реальность, социальную, художественную и техническую, так же в последнее время все чаще учеными из различных областей обсуждаются медиареальность и виртуальная реальность.
Объективная реальность - то, что существует независимо от сознания человека, материя во всех ее проявлениях и законы, по которым она существует.
Субъективная реальность - мир, создаваемый индивидуальным сознанием человека. Это совокупность идеальных явлений, созданных сознанием и в нем существующих - мысли, понятия, чувства, образы и др. Она является порожденной и актуальной, то есть существует здесь и сейчас.
Если объективная реальность - всеобща и универсальна, то субъективная реальность - индивидуальна и непосредственно доступна только тому, кто ее создал, то есть не является интерактивной.