14. Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич. Она все 900 дней блокады провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию. Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей. Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода. Это не просто узор ленинградского фарфора и его знаменитый бренд – это символ памяти о блокаде, о героическом подвиге жителей окружённого, голодного, холодного, но не сдавшегося Ленинграда. Этот геометрический орнамент является художественным образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол. Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. Данный узор – это также аллегория перекрёстного света прожекторов противовоздушной обороны. А золотые «мушки» или «жучки» на нём – это сполохи разрывов зенитных снарядов. Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда. Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, стержень в нём представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно. Взялась за новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» стали наносить всё-таки обычными красками. Узор получился очень красивым, он понравился всем и был, так сказать, взят на вооружение. Но громкая слава к художнице не пришла — правда, за новшество её наградили орденом Красной звезды. Первый сервиз из 5-ти предметов с нежно-холодным, каким-то немного северным, удивительно притягательным орнаментом появился вскоре после полного снятия блокады – в 1944 году. Ещё один интересный факт – знаменитый логотип ЛФЗ – придумала тоже мастерица Анна Яцкевич.
|
|
|
|
Источник: https://topwar.ru/91070-znamenitaya-kobaltovaya-setka-napominanie-o-blokade.html
15. В блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным средством круглосуточного оповещения граждан. Когда по радио были перерывы в вещании, оно не молчало: в эфире транслировался звук работающего метронома. Причины подобного решения были очень серьезные. Люди в Ленинграде были отрезаны от страны. Не хватало продовольствия, ситуация была критическая и поводов для опасений было предостаточно. Советская власть была всерьез озабочена тяжелейшим психологическим климатом в городе. В первые месяцы блокады на улицах города было установлено более 1 500 громкоговорителей. Почти 450 тысяч радиоточек было установлено в квартирах и учреждениях. Значение трансляции метронома:
Психологическое. Работающее радио означало, что город жив и борется, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно и дальше бороться. Этот равномерный звук успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность в том, что ситуация управляемая.
2. Техническое: - сигнал метронома подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна; - сигнал метронома был нужен, чтобы предупреждать население об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах; Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. 150 ударов сигнализировали о тревоге, предупреждали о налетах (артобстрелах). Люди, пережившие блокаду, вспоминали, что у ленинградского метронома было три ритма:
1) медленный - означал отбой или просто отсутствие воздушной тревоги: 2) чуть быстрее - возможное скорое начало воздушного налета бомбардировщиков врага; 3) самый быстрый темп -означал воздушный налет фашистов с артобстрелом дальнобойной артиллерии.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/takaya_istoria/metronom-sovetskoe-psihologicheskoe-orujie-velikoi-otechestvennoi--5afae8f77ddde80fe8a88951
Список литературы:
1. Адамович А., Гранин Д. А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. А. Гранин. – 5-е изд., испр. и доп. – Ленинград: Лениздат, 1989.
2. Блатин А. Я. Вечный огонь Ленинграда. Записки журналиста. – Москва: Советская Россия, 1976.
3. Венок славы. Т. 3. Подвиг Ленинграда. - Москва: Современник, 1980.
4. Дети города-героя: сборник. - Ленинград: Лениздат, 1974.
5. Ходза Н. А. Дорога жизни: рассказы. - Ленинград: Детская литература, 1984.
Интернет - источники
1.https://dik.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/652886 - ленточка Ленинградской Победы
2.http://vokrugknig.blogspot.com/2015/05/blog-post_16.html-муза Блокадного Ленинграда Ольга Берггольц
3.https://poezosfera.ru/mihail-dudin-ob-olge-fyodorovne-bergg.html - Михаил Дудин об Ольге Фёдоровне Берггольц