Практическая работа № 2,3
по дисциплине
Логопедический практикум. Постановка голоса и выработка чтения
Студентки гр. ЗСДО-16(Л)
Жмудь И.А.
г. Симферополь, 2020
Заполнить таблицу: «Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой)»
Компонент интонации | Характеристика |
Ударение | Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое. |
Мелодика речи | Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания. |
Темп речи | Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. |
Тембр | Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса. |
Пауза | Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании. |
|
|
2. Составить комплекс упражнений и провести их на себе или других людях (в условиях домашнего времяпрепровождения):
1.Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).
Упражнение «Конфета».
Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.
Упражнение «Хомячок»
А) Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
Б) Набрать в рот воздух и перемещать его вверх и вниз.
Упражнение «Рыбка».
И. п. - губы сомкнуты. Втягиваем щёки внутрь. Фиксируем это положение и возвращаемся в и. п..
2.Упражнения на развитие контролируемого дыхания.
Упражнение «Ветер».
Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять звук: в-в-в….
Упражнение «Коровка».
Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му-у-у-у.
3.Упражнения на развитие дикции (скороговорки).
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.
4.Упражнения на изменения высоты, громкости и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания.
«Дождик»
Цель: развитие силы голоса
|
|
Рекомендуемый возраст: 7-8 лет
Описание: Прочитать тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
«Дни недели»
Цель: развитие силы голоса
Рекомендованный возраст: 6 лет
Описание: Детям предлагается назвать дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;
среда, четверг - шепот;
пятница, суббота - голосом средней силы;
воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы;
четверг, среда - шепот;
вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
3. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса» провести на себе в определенной последовательности артикуляционно-мимическую гимнастику для мышц щёк, лба, губ, языка, активизации мышц шеи и самомассаж. Ответьте на вопросы:
Сформулируйте цель комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики.
Создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого нёба, мимических мышц.
Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики?
• выполнять упражнения только перед зеркалом;
• избегать сопутствующих движений (работает только группа
мышц);
• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.
Укажите, какие процессы активизируются при проведении самомассажа.
Активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную систему и другие системы организма, улучшая тонус мышц всего тела.
Литература:
1. Сергеева; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009 – 100 с. – Электронный ресурс: https://www.tspu.edu.ru/oldfiles/libserv/files/Sergeeva_Praktikum_po_postanovke_golosa.pdf
2. Скрябина, Д. Ю. Логопедия: хрестоматия / Д. Ю. Скрябина. — Глазов: ГГПИ им. Короленко, [б. г.]. — Том 1 — 2019. — 267 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130532 (основы фонопедии).
3. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: 2019-12-06 / Е. В. Лаврова. — 2-е изд. (эл.). — Москва: В. Секачев, 2019. — 184 с. — ISBN 978-5-4481-0464-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129778
4. Смирнова, И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник: учебное пособие / И. А. Смирнова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. — ISBN 978-5-9925-0912-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97792