Коллективный менталитет и переосмысление современной демократии

Лазарюк К.В.

В данной статье рассматриваются ресурсы значимости и функциональности концепции менталитета, а также пути подхода к специфике демократии в современный период. Сегодня концепции коллективного менталитета и демократии должны анализироваться в связи с явлениями глобализации и технического прогресса, системой общих универсальных принципов и ценностей, спецификой глобального гражданства и концепциями взаимозависимости и общего процветания. Все это определяет нашу общую тенденцию преодолевать величайшие проблемы, стоящие сегодня перед человечеством.

Ключевые слова: общие ценности, диалог, национальное самосознание, взаимозависимость, глобальное мышление.

Один из важных вопросов, в центре общественных дебатов, особенно в странах, переживающих переходный период, это процесс формирования, преобразования и консолидации менталитета. То, как граждане страны воспринимают, фильтруют информацию и соотносятся с непосредственными реалиями, как на местном, так и на глобальном уровне, определено как одно из главных препятствий для существенных социальных изменений. Менталитет представляет собой динамический синтез каждого общества, в которое входит культурная специфика и определяются цивилизации.

На научном языке понятие менталитета, похоже, сформировалось в восемнадцатом веке, когда начались дебаты о необходимости возобновления историографического дискурса. Вольтер в «Эссе о нравственности и духе народов» испытывает влияние тех определяющих черт коллективной психики, которые связаны с разными народами, а затем Э. Литтре в 1877 году говорит о «образе мышления что распространено в обществе». В начале двадцатого века М. Пруст отметил тождество термина «менталитет» с содержанием его собственного психологического исследования. C тех пор слово приобрело его нынешнее значение - эквивалент немецкого Weltanschauung [1], который представлял комплексное видение мира, специфичное для сообщества.

Менталитеты являются компонентами культуры, неотъемлемой частью устойчивости, которая структурирует социальное взаимодействие через ценности и нормы. Они зависят от исторической эпохи, географического района, религии, социально-экономического развития, степени подготовки и культуры, приобретенных на индивидуальном и коллективном уровне. Каждая историческая эпоха характеризовалась определенным типом менталитета: менталитет рабовладельческого периода, феодальный менталитет, капиталистический менталитет, коммунистический менталитет, менталитет информационного общества. Французский историк Ф. Бродель утверждал, что каждая эпоха вдохновляется определенным представлением о мире, определенным доминирующим коллективным менталитетом, который «пронизывает всю массу обществ. Этот менталитет, который диктует отношения, ориентирует варианты, укореняет предрассудки, склоняет в ту или иную сторону движения общества, является в первую очередь цивилизационным фактом» [3].

Таким образом, менталитет можно рассматривать как истинную ментальную систему общих ориентиров группы людей, априорную форму знания, культурное наследие, с помощью которого мы объясняем мир, общество и себя. Коллективный менталитет часто определяет нашу эмоциональность, восприятие, отношения с другим, принятие или неприятие различий, социальных вариантов. Передача менталитетов достигается посредством умственного заражения, подражания и традиций от членов первичных и вторичных социальных групп, в которых люди взаимодействуют. Ле Гофф утверждает, что темпы преобразований коллективного мышления отличаются от темпов преобразований, происходящих в других сферах общества [2]. В связи с этим преобразования, происходящие в инфраструктуре общества, испытывают сопротивление, задержки и разрывы. Однако менталитеты в конечном итоге вынуждены приспосабливаться к изменениям в социальной инфраструктуре. В то же время, преобразования в инфраструктуре соответствуют менталитету основных установок, которые проявляются в обществе.

Последние перспективы в области исторического и антропологического дискурса относятся к продвижению инновационного и глобального образа прошлого, настоящего и будущего с учетом того, как люди воспринимают окружающий мир, как они видят себя, других, и систему ценностей, в соответствии с которой они формируют свое отношение, поведение, реакции, одним словом, ментальную парадигму, характерную для определенного исторического периода. Проблемы, стоящие сегодня перед различными регионами мира, различны по величине, но не различаются по своему характеру. Бедность, безработица, организованная преступность, терроризм, экологические проблемы и изменение климата, глобальные эпидемии (COVID-19) — это только часть проблем, которые не учитывают национальные границы и могут быть преодолены только путем укрепления усилий всех стран. За пределами нашей страны, за пределами континента, в котором мы живем, мы все являемся частью одного и того же человечества, общая мечта которого - жить в мире, где царят мир и уважение человеческого достоинства. Это возможно только путем определения уникального способа настолько тесно связать наши ценности и интересы, что война станет практически невозможной.

Таким образом, реализация этой мечты человечества во многом тесно связана c тремя основными принципами: взаимозависимости, взаимного процветания и общих универсальных ценностей. Они должны направлять нас в нашей общей тенденции преодолеть самые серьезные проблемы, с которыми человечество сталкивается в настоящее время: голод и нищета в мире; моральное вырождение общественной и частной жизни; деградация демократических систем; и опасность новых войн между цивилизациями. Через постоянный диалог и переговоры, используя искусство компромисса, которое охватывает все больше и больше вопросов и вовлекает все больше и больше стран, достижение мира во всем мире, возможно.

Спиноза заявил: «Мир означает больше, чем просто отсутствие войны; мир — это добродетельность». Он также добавил: мир — это «состояние души, склонность к доброй воле, доверию и справедливости». Действительно, подлинный мир существует только в том случае, если люди уверены, что их интересы признаны и представлены, удовлетворены своей политической системой и гарантированы, что их основные права соблюдаются. Глобальное общество — это не просто мир между народами. Это воплощает то особое настроение, о котором говорил Спиноза. Как сообщество общечеловеческих ценностей, оно представляет это видение свободы и справедливости, которое ставит, прежде всего, человека и уважение человеческого достоинства и которое не может существовать вне демократии.

Поэтому сегодня демократия является универсальной ценностью, которая не принадлежит ни одной стране или региону. Перед лицом вызовов нового тысячелетия концепция демократии больше не может оставаться в строгих рамках национального государства, а ее ценности, принципы и даже практика, часто приобретают глобальные масштабы. Продвижение демократии больше не является вопросом местного или национального интереса. Сегодня содействие демократии стало общей целью, деятельностью и ответственностью всех государств на глобальном уровне.

Если мы вернемся к истокам, то для древних греков было открытием, что вместе у них есть потенциал, чтобы справиться с собственной судьбой и обеспечить лучшую совместную жизнь. Демократия была политическим новшеством, которое позволило грекам ограничить власть тиранов и их естественную тенденцию концентрировать всю свою власть в своих руках и максимизировать свое богатство. Древние греки, со всеми их недостатками, верили в мудрость толпы, верили в людей и их потенциал. Уже тогда они поняли, что не только людям нужна демократия, но и демократии нужны люди.

Сегодня наши демократии снова сталкиваются с тем же моментом истины. Сегодня мы вместе наблюдаем интенсивный процесс глобализации рынков, но не такой интенсивный по отношению к демократическим институтам. Некоторые политики все еще ограничиваются только местной политикой, только решением внутренних проблем в небольшом кругу людей, не принимая во внимание мнение большинства, которое остается с безоговорочным демократическим потенциалом. Другие и, что еще хуже, будучи защищенными заинтересованными группами, используют рычаги власти, чтобы максимизировать свое богатство и скрыть свою незаконность.

В результате неудивительно, что многие политические лидеры утратили авторитет перед лицом людей, которые все чаще начинают выступать против недемократической практики посредством коллективной мобилизации и ассоциативного представительства. Протесты, которые распространялись в течение последних лет в разных странах, являются доказательством социальной неудовлетворенности и указывают на постепенное пробуждение и укрепление гражданского сознания, в государствах, где злоупотребления и падения демократии являются обычным явлением. Таким образом, протесты являются выражением позиции граждан против коррупции, слабого политического класса и плохого правительства, которое разрушает любую хрупкую демократию и рыночную экономику страны. Основная роль протестов заключается в освещении политического, экономического или даже морального "кризиса". Кроме того, поскольку мы наблюдаем все более частые сцены, в которых правоохранительные органы должны защищать государственные учреждения от недовольства избирателей, мы с сожалением осознаем, что с нашими демократиями что-то не так.

К сожалению, демократии стали уязвимыми, и эти уязвимости могут быть преодолены только тогда, когда правители будут использовать потенциал управляемых, и управляемые снова начнут обдумывать, действовать и брать на себя ответственность за решение глобальных проблем, начиная с местного уровня. Для предотвращения захвата государства и повышения качества демократии необходимо сильное и компетентное гражданское общество, которое будет контролировать, привлекать политических представителей к ответственности и связывать управление с интересами граждан.

С одной стороны, это предпосылки и условия для развития и консолидации жизнеспособной демократии, с другой стороны, их отсутствие порождает реальности, разрушающие демократию, особенно в странах, переживающих переходный период. В таких государствах, неспособность консолидировать демократический режим, в разной степени, обусловлена:

- слабостью государственных институтов, охваченных группами интересов, в отношении которых проявляется социальная апатия;

- отсутствием твердости и политических и геополитических колебаний правящих элит, которые не проявляют вертикальности и не продвигают систему устойчивых ценностей и принципов,

- и, не в последнюю очередь, недостатком гражданского общества, которое разделено с культурной, самобытной и геополитической точки зрения и которое, следовательно, не может влиять или привлекать к ответственности представителей власти, когда они нарушают закон.

Будучи порождающими или структурирующими системами, менталитеты представляют собой диффузные культурные диспозиции, поддерживаемые социализацией и институционализацией. Менталитеты содержат информацию, убеждения, ценности, мнения, представления, стереотипы, предрассудки, элементы идеологии и т. д., структурированные в соответствии с определенной последовательностью. В условиях взаимного существования, интерсубъективности, взаимодействия и общения, менталитет становится гомогенизирующим и объединяющим, и он делает возможными предсказания о поведении членов в социальных ситуациях.

Таким образом, гражданское общество играет решающую роль в укреплении демократии путем представления интересов граждан, потенциала социальной мобилизации и солидарности и обеспечения прозрачности политического процесса. Для того чтобы все это обрело форму, помимо независимого правосудия, требуется образование в духе демократических ценностей и свободная и компетентная пресса, которые будут способствовать формированию коллективного менталитета, открытого к изменениям и преобразованиям. В результате обеспечения этих условий, как в устоявшихся демократических государствах, так и в демократических государствах в начале пути, ключевым элементом является политическая культура, в соответствии с которой демократические системы должны быть хорошо укоренены, чтобы выжить и процветать.

Несомненно, что политическая культура не может развиваться вне коллективных менталитетов, которые являются ментальными структурами, проявляющимися через выбор, оценочные суждения, поведенческие формы, и которые сильно зависят от контекста. Их устойчивость определяется процессами социального общения в ответ на текущие социальные требования. Демократия, в свою очередь, заключается в культуре, традициях, нормах и принципах, в том числе моральных, повышении осведомленности о социальной ответственности каждого гражданина действовать демократическим путем.

Сегодня мы должны выйти за пределы местного и национального сообщества и идентифицировать себя как граждан глобального демократического сообщества, которые разделяют универсальные ценности и взаимодействуют на основе общепризнанных принципов, таких как терпимость, уважение и сотрудничество, посредством прочных партнерских отношений, результатом которых являются в продуктах и ​​услугах общего пользования, в творчестве, инновациях и личном и общественном развитии. Сегодня наша общая идентичность должна стать демократией, где образование осуществляется посредством участия, а участие порождает доверие и солидарность, преодолевая тем самым уязвимость и укрепляя стабильную демократию. Сегодня мы должны выйти за пределы национального самосознания и идентифицировать себя как гражданами планеты, как членами одной семьи, объединенными общей целью, в соответствии с которой необходим широкий и многоотраслевой диалог для устранения конфликтов и обеспечения прочного мира, основанный на неотъемлемых принципах международной солидарности и ответственности.

Другими словами, переоценка демократической политики может быть сделана нами, гражданами, как с позиции представителей власти, так и представителей гражданского общества. Все, кто участвует в текущем глобальном обмене идеями, в очных дебатах на высоком или местном уровне, в физическом или виртуальном пространстве, все те, кто борется бок о бок против несправедливости и неравенства, коррупции и дискриминации, догматического мышления и физическому насилию, это те, кто будут защищать демократию от ее опасностей, продвигая сочувствие и терпимость, критическое и независимое мышление, человеческое достоинство и права человека, мир и общая безопасность.

В заключение можно сказать, что у демократии были и остаются враги. Вот почему демократию необходимо защищать, укреплять и продвигать, ее именем и во имя ее. Демократия существует потому, что мы ее изобрели, потому что она существует в наших умах и в той степени, в которой мы понимаем, как поддерживать ее в функциональном состоянии. До тех пор, пока каждое демократическое государство осознает как и опасности стабильности своей собственной демократии, так и угрозы глобальной демократии, и будет демонстрировать, через своих граждан, активное участие и лояльность в поддержке общих демократических ценностей и принципов, до тех пор, «правительство, созданное народом, из народа и для народа» будет противостоять вызовам глобального мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Gavreliuc A. Mentalitate și societate. Cartografii ale imaginarului identitar din Banatului contemporan. Timișoara, 2003, 402p.

2. Nicoară Т. Introducere și istoria mentalităților colective: antologie. Cluj-Napoca: Presa Universitară Clujeană, 1998, 400p.

3. Rusu-Mocănașu D. Comunitatea Horahane (rromii musulmani) din Bababdag. Mentalități și schimbări sociale. București: Editura Didactică și Pedagogică, 2014, 207p.

 

Сведения об авторe:

Лазарюк Кристина Викторовна – преподаватель, Департамент Социально-Гуманитарных Наук, Технический Университет Молдовы, Кишинев, Республика Молдова.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: