Виды красочных пигментов

По происхождению пигмента краски бывают: неорганические, минеральные, синтетические неорганические и натуральные органические.

Неорганические пигменты: земляные, минеральные и синтетические. Эта группа включает натуральные продукты выветривания железной руды и марганцевой руды, а также пород полевого шпата.

Земляные краски – это группа включает натуральные продукты выветривания железной и марганцевой руды, а также породы полевого шпата.

Минеральные пигменты. Несколько пигментов, применявшихся художниками прошлого, существуют в естественных условиях в виде минералов и применяются до сих пор.

Натуральные органические пигменты – это пигменты, образованные из соединений углерода. Пигменты, полученные из натуральных источников, могут быть как животного, так и растительного происхождения.

Синтетические органические пигменты. Это важнейшая группа представляет собой сложные соединения углерода, которые не встречаются в естественной среде, а производятся в лабораторных условиях. Светостойкие синтетические пигменты используются с 1935 года, когда были получены голубая ФЦ и зеленая ФЦ. Они дешевы в производстве и отличаются высокой интенсивностью и светостойкостью.

Синтетические пигменты прошлых лет изготавливались на основе каменноугольной смолы, обладали низкой светостойкостью и были заменены пигментами на основе нефтехимической продукции.

Синтетические органические пигменты в основном идут на изготовление пластмасс, автомобильных красок, промышленных и печатных красок. В производстве художественных красок используются мало.

Лакокрасочная промышленность постоянно развивается, появляются новые пигменты (на основе сложных соединений и химических процессов) обладающие возможностями выдерживать высокие температуры, повышенной долговечностью, устойчивостью и кроющей силой. Но в художественных красках почти не используются.

Наименование красок.

Белые краски.

Белила.
В масленой живописи употребляются белила свинцовые, цинковые, титановые. А также белые минеральные пигменты: фарфоровая глина, мел, гипс и бариты (тяжелый шпат) – представляют собой важные пигменты для создания грунтов и клеевых красок.

Белила свинцовые – белая, тяжелая, хорошо кроющая краска. Является смесью углекислого свинца и гидрата окиси свинца. От содержания последнего зависит укрывистость краски. Свинцовые белила известны с глубокой древности и вначале применялись в качестве лечебного средства. В древней (темперной) живописи свинцовые белила не применялись, так как краска масленая. а для клеевого связующего в качестве белой краски используется мел.

Достоинством свинцовых белил является их высокая кроющая сила. Основным недостаткам свинцовых белил является свойство темнеть в смесях.

Цинковые белила – в чистом виде представляют собой мягкий, пушистый парашек окиси цинки. Пигмент хорошей белизны с слегка синеватым оттенком. Сырьем для цинковых белил является металлический электролитический цинк. При большой температуре цинк расплавляется и переходит в парообразное состояние. Пары цинка окисляясь, переходят в окись цинка.

Минусы цинковых белил в том, что они очень медленно сохнут, дают хрупкий, после высыхания, вызывающий растрескивание красочный слой. По сравнению со свинцовыми белилами – малоукрывисты, а с течением времени становятся прозрачными.

Плюсами цинковых белил является их светоустойчивость, неизменность цвета и устойчивость в смесях.

Лучше пользоваться смесью цинковых и свинцовых белил. Хорошие белила – венецианские (смесь свинцовых и баритовых) – не такие кроющие, как свинцовые, не темнеют.

Титановые белила – оксид титана. Кроющие - более укрывистые, чем свинцовые, но обесцвечиваются в смесях со многими красками.

Лучшими белилами для водорастворимых красок (гуаши) являются кремниевые белила.

Желтые краски.

Неаполитанская желтая (антимонат свинца) впервые получена в 4 веке до н.э. В настоящее время используются ее заменители. Раньше краски этой группы были довольно токсичны. Применяющиеся с 1910 года вещества (селенид и сульфид кадмия) имеющие широкий диапазон от желтого до красного – относительно безвредны.

Кадмий – устойчивая в смесях краска. Различают 3-4 оттенка – от лимонно-желтого до оранжевого. Вошла в обиход лишь в середине 20 века. Используется в масленой и акварельной живописи, токсична.

Индийская желтая – прозрачная краска. Одна из самых древних красок органического происхождения, раньше привозилась из Тибета. Используется в акварели и масленой живописи.

Охры – алюмосиликатные глины, окрашенные окислами железа. Французские охры чище по тональности и менее прозрачны по сравнению с Итальянскими.

Охра светлая – цвет нечисто желтый.

Охра золотистая – темнее, с золотистым отливом.

Охра темная – уже почти коричневая.

Марсы – 2 или 3 оттенка коричневого, род искусственной охры, более прозрачный, чем натуральная охра.

Другие желтые краски: стронциановая, платиновая, цинковая желтая.

Коричневые краски.

Сиена (или сиенистая земля) по составу похожа на охру (неорганический пигмент), прозрачная краска желто-коричневого цвета. Сиена жженая получается путем обжига.

Умбра – краска землисто-коричневого цвета. Неорганический пигмент алюмосиликатной глины, содержащий оксид железа и оксид марганца. Высококачественные пигменты поставляются и обладают красновато-коричневым цветом. Умбры из северной Италии и Германии светлее. Процесс обжига превращает натуральные земляные цвета в красно-коричневые, то есть в умбру жженую. Все умбры и охры употребляются как в акварельной, так и в масляной живописи. масленая умбра – очень быстро сохнущая краска.

Вандик коричневый – земляной пигмент, обладающий нестабильным составом, частично органический. В масляной живописи – очень прозрачная, лессировачная краска.

Сепия – краска животного происхождения (натуральный органический пигмент). Изготавливается из чернильных мешков каракатиц и головоногих. Сейчас производится искусственным путем.

Красные краски.

Киноварь – по составу сернистая ртуть. Яркий оранжево-красный пигмент, который привозился из Китая, и известен с доисторических времен. В настоящее время практически не используется, так как токсична. Различные тона красного цвета краски зависят от места добычи исходного пигмента (горная, китайская). Киноварь употребляется как в акварельной, так и в масленой живописи. Масляная киноварь очень медленно сохнет, меняется под действием света, темнеет.

Скарлет-английская – акварельная краска розового цвета. По составу – йодистая ртуть, меняется от света.

Кармин - красная краска, известна в Европе с 16 века, органическая краска (добывается из насекомого – тли). Очень нестойкая краска, в акварели исчезает через несколько чесов (под действием света)

Краплак – красный пигмент растительного происхождения. Образуется из красителей – алазорина и пурпурина. Которые получают из корней растения марена. Не уступает по тону кармину, но имеет очень прочный, устойчивый цвет. В современном производстве – искусственный, синтетический пигмент.

Красные охры – такие как капут мортум и венецианская красная, получают в процессе естественного обезвоживания природных материалов. Краски могут быть как акварельными, так и масляными.

Английская красная – краска красно-коричневого цвета, по составу окись железа. В смесях с белилами английская красная и капут мортум дают грубый фиолетово-красный цвет.

Гуммигут – по составу, смола дерева, как и раньше, используется в качестве пигмента для акварельных красок. Натуральный органический пигмент.

Зеленые краски.

Малахитовая зеленая – природная минеральная краска. Сейчас краска искусственная (по составу – углекислая медь) – самая светлая из зеленых красок.

Кобальт зеленый – представляет собой оксид кобальта, соединенный с окисью цинка (синтетический неорганический пигмент). Бывает темный и светлый (холодный тон). Акварельная и масляная краска.

Окись хрома – акварельная и масляная краска. Масляная – сильно окисляется на воздухе.

Изумрудная зеленая, как и окись хрома стали доступны в конце 19 века.

Веридоновая зеленая (зеленая земля) – прозрачная, малокрающая краска натурального происхождения.

Синие краски.

Ультрамарин – превосходная краска, глубокого синего цвета. Бывает, как натуральной, так и искусственной. Натуральная, приготавливается из лазоревого камня (минеральный пигмент). Раньше продавалась на вес золота. Сейчас натуральный ультрамарин еще дороже, чем раньше. В конце 18 века был открыт способ получения искусственного ультрамарина. Это светоустойчивый пигмент, но он не может противостоять действию кислот – желтеет, а после и вовсе исчезает. Используется и в акварели, и в масле.

Кобальт синий – имеет более фиолетовый тон, чем ультрамарин, но может быть от голубого до синего. В смесях сильно уступает ультрамарину.

Церулеум – зеленовато-голубая краска. По составу – оловянная кислота. Синтетический органический пигмент. Используется для приготовления акварельных и масленых красок.

Берлинская лазурь – синтетический неорганический пигмент. Известна с 1794 года, состоит из ядовитых соединений синеродистого железа (сама краска не ядовита) Цвет краски синий с легким зеленоватым оттенком. Бледнеет на свету, но в темноте цвет восстанавливается. Сильная, преобладающая в смешениях краска (и со временем это усиливается) Используется в масленой и акварельной живописи.

Черные краски.

Восточные женщины с древних времен применяли натуральные красители для ухода за волосами. Первые краски для волос появились в Египте и представляли собой сажу, смешанную с пеплом и животным жиром. Из-за непрактичности от смеси начали отказываться, заменили ее составом из солей свинца и извести. При вступлении в химическую реакцию вещества окрашивали волосы в черный цвет.

Состав черной краски – это, главным образом уголь, получаемый обжигом различных твердых тел или из сажи, получаемой при горении жиров и масел.

Черная слоновая кость, персиковая черная, виноградная черная – черные краски с теплым оттенком. Испанская черная (из пробки) – синеватый цвет, в старину называлась ультрамарином бедных. Кость жженая имеет коричневый оттенок. Вбирает в себя много масла при перетирании пигмента со связующим – полупрозрачна. Марс черный – окись железа черная, имеет теплый оттенок. В смесях с белилами дает более теплый оттенок чем другие черные пигменты.

Индиго – разновидность фиолетового цвета, между темно-синим и фиолетовым. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из листьев которого добывают краситель. В течение многих тысячелетий индиго использовали как красящее средство для окрашивания тканей.

Тиоиндиго – неклассический синтетический пигмент, органический пигмент. Тиоиндиго – продукт замещения атомов азота на атомы серы – дает пигменты от красного до фиолетового тонов. Их использование в высококачественных красках снижается из-за влияния сернистого производства на окружающую среду. Тиоиндиго черная – черная краска с ярко выраженным холодным оттенком.

Среди традиционных, практически вышедших из употребления натуральных органических пигментов можно выделить: индийскую желтую – производилась из мочи коров, питавшихся листьями манго, сепию – из чернильного мешка каракатиц, драконовую кровь – красная смола из плодов ротанговой пальмы, мумми – битумный пигмент, когда-то получаемый из телесных останков забальзамированных египетских мумий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: