Список использованных источников

План-конспект занятия по биологии

В кружке «Юный натуралист» Муниципального бюджетного учреждения центр дополнительного образования «Интеллект» г.Феодосии Республики Крым

На тему «Пернатые соседи по планете»

Разработал: Розенберг Олег Геннадиевич

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»

                                          Проверил: Конюхова Елена Михайловна

                                                                       

 

Феодосия, 2017

Тема занятия: «Пернатые соседи по планете»

Дата проведения: 24 августа 2017 г.

Состав учебной группы (количество детей, присутствующих на занятии, количество мальчиков, девочек, возраст): 15 человек, 6 мальчиков, 9 девочек, возраст 10-12 лет.

Цель учебного занятия: формирование гуманного и бережного отношения к птицам Крыма как важной неотъемлемой части уникальной природы полуострова.

Задачи.

1. Познакомить детей с птицами Крыма.

2. Закрепить знания о зимующих птицах в ходе игр.

3. Обучить практическому навыку сооружения и развешивания кормушек для птиц;

4. Расширить кругозора и знания детей о птицах.

3. Развить познавательный интерес к миру птиц и природе.

4. Развить память, образное и логическое мышление.

5. Сформировать положительное отношение к птицам.

6. Воспитать бережное отношения к пернатым, особенно в зимнее время года;

Тип занятия – изучение нового материала.

Форма учебного занятия – игровое (игра-путешествие в страну зимующих птиц).

Форма организации работы -групповая, фронтальная.

Образовательные технологии: групповые, игровые, личностно-ориентированные.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись голосов птиц, карточки с изображениями синицы, снегиря и колибри – по 5 штук каждая, картонные смайлики, 3 кроссворда, материал для изготовления кормушек (пластиковые бутылки, ножницы, веревка, шило, клей, цветная бумага, скотч, природный материал – кора, мох, сушеные цветы и т.д.).

Время проведения занятия – 2 часа.

План занятия.

- Организационный (5 мин.)

- Актуализация знаний. Определение темы занятия (5 мин.)

- Этап усвоения новых знаний (20 мин.)

- Разделение учащихся на команды (5 мин.)

- Конкурс «Угадай голоса птиц» (10 мин.)

 - Перерыв (10 мин.)

- Разгадывание кроссворда (10 мин.)

- Упражнение «Поразмыслим не спеша» (10 мин.)

- Практическая работа по изготовлению кормушек (20 мин.)

- Завершение занятия (5 мин.)

 

Ход занятия

Этапы занятия Методы обучения Деятельность педагога Деятельность учащихся
Организационный Словесный Перекличка. Создание позитивного настроя на занятие. Настрой на успешную работу. «Глубоко вдохнем. Выдохнем. Здравствуйте, уважаемые ребята! Садитесь. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Желаю вам удачи на нашем сегодняшнем занятии! Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе!»   Ответы на вопросы педагога («мозговой штурм») Формирование положительной мотивации.
Актуализация знаний. Определение темы занятия. Словесные (загадки) Зачитывает загадки о птицах (прил.1). После правильного ответа на слайде появляется картинка птицы. «Молодцы! А теперь скажите, что общего у животных, которых вы разгадали. Правильно, все это – птицы, наши пернатые друзья. Сегодня у нас будет путешествие в их страну».   Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы педагога. Аргументируют свою позицию.
Этап усвоения новых знаний Словесные, наглядные, иллюстративные. Мультимедийная презентация. Демонстрация презентации «Птицы Крыма». Лекция о птицах с указанием интересных фактов о них. Обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала. Слушают педагога. Активная познавательная деятельность.
Разделение учащихся на команды. Словесный, практический. Раздает карточки. Делит детей на команды, рассаживает по командам. Формирует мотивацию к работе в команде. Учащиеся разбирают карточки, на которых изображены синицы, снегири и колибри.  
Конкурс «Угадай голоса птиц» (прил.2). Практические Объясняет правила игры. Ставить аудиозапись голов птиц России. Команда, первая давшая правильный ответ, награждается картонным смайликом. Смайлики крепятся на доске.   Включаются в игровой процесс. Демонстрируют знания. Учатся работать в команде.

Перерыв (10 минут)

Разгадывание кроссворда (прил. 2). Наглядные, практические Контроль над выполнением задания. Поощрение участников. Выполняют задание
Упражнение «Поразмыслим не спеша» (прил. 3) Словесные (дискуссия) Контроль над выполнением задания. Поощрение участников. Объяснения правильных ответов. Выполняют задание. Аргументируют свою позицию. Демонстрируют знание, умение рассуждать.
Практическая работа по изготовлению кормушек. Наглядный, словесный, практический. Организация внимания, постановка учебной проблемы. «Мы должны помогать маленьким птичкам переживать тяжёлые время. Им трудно прокормиться самостоятельно. А пока до зимы еще много времени, мы можем с вами научиться изготавливать кормушки из подручных материалов. Занятые своими делами, в повседневной суете, мы нередко забываем о своих пернатых друзьях, бескорыстно помогавших нам бороться с вредными сорняками и насекомыми летом. А много ли мы видели кормушек в нашем городе? А помни ли мы, когда последний раз кормили птиц? А ведь кормушка может стать настоящим спасением для птиц». Педагог раздает учащимся материал для изготовления кормушки. Проводит инструктаж по технике безопасности. Руководит этапами выполнения задания (вырезать отверстие, прикрепить веревку, украсить кормушку подручными материалами). Участвуют в беседе о необходимости вывешивать кормушки для птиц. Изготавливают и украшают кормушки под руководством педагога. Вывешивают кормушки на пришкольной территории.
Завершение занятия. Словесные. Подведение итогов занятия. -Что мы с вами сегодня делали? (слушали, читали, наблюдали и др) - Что нового узнали на занятии? - Что больше всего вас сегодня удивило? - Кому было сложно работать в группе? - Кому понравилось быть натуралистом? - Сегодня вы узнали всё о птицах? (ответы детей) - Ответы на ваши вопросы вы обязательно отыщите, если будете ходить на занятия кружка «Юный натуралист»   Рефлексия. Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Список использованных источников

1. Бескаравайный М.М. Птицы Крымского полуострова. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2012. - 338 с.

2. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников: кружковая работа // Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.

3. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - N 12.

4. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред.В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

5. Птицы России: Начальная школа/Сост. Т.Н. Ситникова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:ВАКО, 2010. – 96 с.

6. Симонова Л. П. Задания по экологии для младших школьников // Начальная школа. – 1998. - N 2.

7. Чарушин Е.И. Рассказы про зверей и птиц/Е.И.Чарушин. – М.: Самовар, 2011 - 93(3)с.: ил. – (Школьная библиотека).

8. http://ped-kopilka.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Загадки о птицах

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

 

Озорной мальчишка

В сером пальтишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

 

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черная шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

 

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

 

Важная птица
Шагает по водице.
Розовое оперенье —
Всем на загляденье.
(Фламинго)

 

Могут люди научить
Эту птицу говорить.
Пёстрая она, ручная,
Удивительно смешная.
(Попугай)

 

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)

 

Над водою кружит
Белых птичек стайка.
Посмотри, как ловко
Ловит рыбу...
(Чайка)

 

Птица по ночам не спит,
Лес родной свой сторожит.
В темноте глаза сверкают,
Птица их не закрывает.
(Сова)

 

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

 

В синем небе голосок —
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)

 

У кого мешок под носом —
В нём он рыбку деткам носит?
(Пеликан)

 

Лёд кругом, а эти птицы
Не боятся простудиться.
(Пингвины)

 

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два могучие крыла
У хозяина...
(Орёл)









































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Кроссворд

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: