Якоб ван Рёйсдал. Болото. 60-е гг. XVII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

77

поместил их фигуры на стыке живо­писного и реального пространств (позднее холст был надставлен вни­зу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Стёртые ступни и развалившиеся башмаки несчастного скитальца рассказывают о его долгом и труд­ном пути.

В старости Рембрандта пресле­довали утраты: в 1663 г. умерла Хендрикьё Стоффелс, в 1668 г. — двадцатисемилетний Титус. А через год не стало и самого художника.

В нищете и забвении ушёл из жизни великий мастер, подаривший миру около шестисот пятидесяти картин, множество гравюр и рисун­ков, мастер, о произведениях кото-

Рембрандт ван Рейн.

Возвращение блудного сына. 1668—1669 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

78

рого два века спустя французский живописец Эжен Делакруа сказал: «...правда — самое прекрасное и ред­кое на свете».

 

ЯН ВЕРМЕР И ДЕЛФТСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ

Особую роль в художественной жиз­ни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт — небольшой го­род, прославившийся производст­вом фаянса, стекла, ковров и декора­тивных тканей. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, тради­ционной темой которой был ин­терьер. В этом жанре работали Эмманюэл де Витте (между 1616 и 1618-1692) и Питер де Хох (1629 — около 1685).

Эмманюэл де Витте, переселив­шийся в Делфт в 1642 г., писал интерьеры церквей: иногда с натуры («Интерьер Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма Оранско­го», 1656 г.), часто — воображаемые («Интерьер церкви», 1668 г.). В этих фантастических видах храмов мощ­ные формы выбеленных сводов и столбов образуют единое величавое пространство.

Питер де Хох изображал скром­ный уют бюргерского дома. Пребы­вание этого художника родом из Роттердама в Делфте (конец 50-х — начало 60-х гг. XVII в.) совпадает с расцветом его творчества. В ясных и гармоничных интерьерах де Хоха открытые окна или двери уводят зрителя в мир улицы или во внут­ренние покои дома («Мать у колыбе­ли», 1658—1662 гг.; «Служанка с ре­бёнком во дворике», 1658 г.; «Хозяйка и служанка», около 1660 г.).

Около 1650 г. в Делфт приехал Карел Фабрициус (настоящая фами­лия Питерс, 1622—1654), ученик

Эмманюэл де Витте.

Интерьер церкви. 1668 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: