Основные виды и этапы эстрадного волнения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ

НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЭСТРАДНОГО ВОЛНЕНИЯ

У  УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

 

 

АВТОР: Суханова Татьяна Александровна,

преподаватель отделения «Специальное фортепиано»                                              

                                               

                                                                                                  

                                              

                                                               

 

г. Березники, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭСТРАДНОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ................................................................................................5

1.1. Основные виды и этапы эстрадного волнения ……………..............................5

1.2. Психофизиологические характеристики волнения и причины его возникновения……………………………………………………………………………………..11

1.3. Управление эмоциональным состоянием на эстраде…………………………14

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭСТРАДНОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ …………………………………………………………………………………………17

2.1. Предконцертная подготовка        ……………………………………….............17

2.2. Методы и условия преодоления негативных последствий эстрадного волнения..................................................................................................................................25

2.3. Из опыта выдающихся пианистов…………………………………...…............29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………............33

 

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...........35

 

 

Введение

Проблема преодоления негативных последствий эстрадного волнения – одна их важнейших в музыкально-исполнительской деятельности. Эстрадное волнение испытывают в той или иной мере почти все, а его интенсивность и направленность имеют большое влияние на результаты деятельности. Больше всего этому явлению подвержены именно музыканты, так как музыка – искусство чисто временное, и ошибку, совершенную во время исполнения, исправить нельзя, поскольку момент уже ушел, и музыкальный образ в результате ошибки частично искажен. Боязнь совершить такую необратимую ошибку создает панический страх у исполнителей – это и есть эстрадное волнение в его негативной форме. В данной работе мы будем рассматривать методы и условия преодоления негативных последствий эстрадного волнения у учащихся детских музыкальных школ.

Исследований, посвященных эстрадному волнению музыкантов-исполнителей, крайне мало. Крупнейшим из них на сегодняшний день является труд В. Ю. Григорьева «Исполнитель и эстрада». Некоторые аспекты данной проблемы затронуты в исследованиях Л. Л. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, А. Е. Орентлихерман, В. И. Петрушина, Е. Н. Федорович. Весь остальной материал, касающийся эстрадного волнения, рассредоточен по монографическим исследованиям искусства отдельных музыкантов, мемуарам, интервью, статьям (Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, С. М. Майкапар, Я. И. Мильштейн, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин и др.).

Волнение в момент выступления присуще не только музыкантам, но и актерам. Значительный вклад в решение этой проблемы внес К. С. Станиславский своим трудом «Работа актера над собой». Его методы борьбы с волнением широко используются в фортепианном исполнительстве и методике.

Цель данной работы – выявить наиболее универсальные и действенные методы и условия преодоления негативных последствий эстрадного волнения у учащихся детских музыкальных школ.

Для достижения этой цели мы используем следующие задачи

1. Проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую, музыкально-психологическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить основные виды и этапы эстрадного волнения.

3. Выявить психофизиологические особенности волнения и причины его возникновения.

4. Рассмотреть способы управления эмоциональным состоянием на эстраде.

5. Определить методы и условия преодоления негативных последствий эстрадного волнения.

 



Глава 1. Теоретические аспекты проблемы

Преодоления НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Эстрадного волнения у учащихся детских

Музыкальных школ

Основные виды и этапы эстрадного волнения

Концертное выступление является результатом многочасовых занятий музыканта. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Перед ним стоит огромная задача: нужно раскрыть художественную сущность музыкального произведения. Концертное выступление дарит музыканту-исполнителю особое состояние – вдохновение. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей (В. Григорьев).

В тоже время, исполнитель испытывает на эстраде сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Существует несколько классификаций эстрадного волнения. Остановимся на некоторых из них более подробно.

А. Л. Готсдинер выделяет три вида эстрадного волнения.

1. Волнение-подъем – сопровождается легкой эйфорией, не­терпеливым желанием скорее выйти на сцену.

2. Волнение-паника – связано с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности.

3. Волнение-апатия – сопровождается угнетенным и подавлен­ным состоянием, когда цель и содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания [6. С. 187-188].

 «Волнение-подъем» – это оптимальное и наиболее желательное предконцертное состояние. «Волнение-паника» и «волнение-апатия» – предконцертные состояния, которые приводят либо к случайностям, при которых исполнение часто становится неуправляе­мым, либо к безразличному состоянию на эстраде. Преодоление этих двух неблагоприятных предконцертных состояний и является задачей музыканта-исполнителя [2. С. 25-26].

Г. М. Коган считает, что «волнение-паника» появляется тогда, когда исполнитель недостаточно сосредоточен на своем исполнении. Он предлагает еще одну классификацию, подразделяющую эстрадное волнение на волнение «в образе» и волнение «вне образа».

Волнение «в образе» – это такое состояние, когда исполнитель взволнован чувствами и мыслями исполняемого им произведения. Когда он погружен в музыку и думает только о ней.

Волнение «вне образа» – появляется тогда, когда исполнитель волнуется за себя, за то, какое впечатление он производит на слушателей, за то, получится ли у него технически сложные места. Против такого волнения восставал Станиславский и требовал от актеров «творческого спокойствия» только за себя [12. С. 73].

Таким образом, эстрадное волнение бывает разных видов: один вид волнения негативно влияет на выступление исполнителя, мешает ему, приносит душевный и физический дискомфорт; другой же, наоборот, помогает исполнителю на сцене, дарит ему вдохновение. Подробно изучив особенности каждого вида эстрадного волнения, можно определить причины их возникновения.

По наблюдениям многих исполнителей, систематизированных и обобщенных В. Ю. Григорьевым, пребывание музыканта на сцене условно делится на три этапа.

1. Первый этап – самый неблагоприятный, связанный с адаптацией исполнителя в первые минуты к ситуации пребывания на сцене. Для этого этапа характерны ощущения тревоги и неуверенности, организм испытывает стресс. Длится этот этап у каждого по-разному, в зависимости от опытности и профессионализма музыканта. Именно вначале выступления исполнители чаще всего совершают ошибки.

2. Второй этап – наступает постепенное успокоение. Исполнитель привыкает к своему состоянию на сцене, стресс проходит. Но этот период еще опасен, так как внимание музыканта может быть отвлечено от исполнительского процесса на свое внутреннее психофизиологическое состояние.

3. Третий этап – самый благоприятный. «На нем словно компенсируются потери первого и второго этапов: обостряется слух, улучшаются двигательные реакции, движения становятся ловкими и точными. Наступает эмоциональный подъем, доходящий до эйфории. Именно к этому, последнему этапу, как правило, относится термин «вдохновение». На этом этапе человек играет «лучше, чем он может» [34. С. 126].

Каковы же причины возникновения волнения? Причиной волнения считается обыкновенно преувеличенная скромность волнующегося, его неверие в себя, в свои способности, недооценка им своего дарования.

Однако есть и другое мнение по этому поводу, диаметрально противоположное предыдущему: «…Все эти волнения, – утверждал Станиславский, – чисто актерские, исходят из самолюбия, тщеславия и гордости…Самолюбие, а не человеколюбие, приводит человека к унынию и страху» (цит. по: [12. С. 65]).

В. Ю. Григорьев называет следующие причины нервного состояния перед концертом:

- недоученность сочинения или его отдельных фрагментов (может быть ложная, субъективная оценка исполнителя);

- переоценка своей ответственности за выступление;

- непривычное состояние рук и психики при волнении, воспринимаемое как помеха, а также настойчивое стремление вернуться к прежним удобным ощущениям, которых как раз и не будет на эстраде.

Л. Л. Бочкарев считает, что «эстрадное волнение – это стресс, который появляется в результате внешних воздействий, вызывающих комплекс негативных эмоций и понижающих оперативные возможности индивида… “Побеждать” эстрадное волнение – одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности» [4. С.150]. Он говорит, что для пианистов одним из самых сильных внешних эмоциональных факторов является инструмент, который в одном случае способствует повышению творческой активности, в другом – оказывает неблагоприятное влияние на психическое состояние исполнителя. Все зависит от того насколько хорошо вы знаете этот инструмент и насколько он пригоден для исполнения того или другого произведения. Плохой инструмент вызывает состояние нервозности, приходится тратить много на «борьбу» с его недостатками. Если же рояль высокого качества, то играть на нем одно удовольствие.

В. И. Петрушин считает, что на характер переживания волнения влияет так же и тип темперамента музыканта-исполнителя. «У сангвиника, нервные процессы которого характеризуются сильными, подвижными и уравновешенными процессами возбуждения и торможения, предконцертное состояние будет переживаться, скорее всего, как оптимальное, то есть как “боевое возбуждение”. У холерика, у которого процессы возбуждения сильнее процессов торможения, момент перед выходом на сцену может характеризоваться как “эстрадная лихорадка”. Меланхолики и флегматики с их преобладанием тормозных процессов над процессами возбуждения будут тяготеть к состоянию апатии» [24. С. 307]. Этой же точки зрения придерживается А. Л. Готсдинер в статье «Подготовка учащихся к концертным выступлениям».

В. Ю. Григорьев выделяет два типа людей: с сильным и слабым типом нервной системы. Каждый из этих типов, по его мнению, имеет свои преимущества и недостатки при выступлении на эстраде. «У лиц с сильной нервной системой на сцене порой увеличивается тремор мышц, учащается пульс, появляется большой энергетический подъем, уменьшается временная оценка десятисекундного интервала, время для них как бы убыстряется… Их игра характеризуется прямолинейным характером, при котором исчезают детали, ускоряется темп, снижается выразительность. Музыканты такого типа реже испытывают состояние творческого вдохновения» [9. С. 25].

У лиц же со слабой нервной системой, на эстраде, как правило, уменьшается тремор мышц, холодеют руки, бледнеет кожа. Они обычно ощущают некоторый упадок энергии, вялость. У них увеличивается десятисекундный интервал, время для них как бы замедляется. Страдает техническая сторона исполнения, но их игра отличается художественной глубиной выражения, поэтической интерпретацией, увеличивается нюансировка. Люди с этим типом нервной системы отличаются творческим состоянием вдохновения.

Таким образом, одними из составляющих предотвращения негативных последствий эстрадного волнения и достижения «оптимального концертного состояния» (В. И. Петрушин) учащегося являются: анализ его индивидуального состояния на каждом этапе эстрадного волнения, а также определение  типа нервной системы и темперамента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: