Адам Эльсхеймер. Отдых Святого Семейства на пути в Египет. Фрагмент. 1 609 г. Старая пинакотека, Мюнхен

Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1777 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

161

Антон Рафаэль Менгс.

Автопортрет. 1773 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Антон Граф.

Портрет

Г. Э. Лессинга.

Г.

Университетская

Библиотека, Лейпциг.

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн.

Гёте в Кампанье. 1787 г. Штеделевский институт, Франкфурт-нэ-Майне.

на полотнах на мифологические сюжеты, например «Персей и Ан­дромеда» (1777 г.), где царят строгий расчёт, стремление к композицион­ному равновесию и внутреннему

благородству. Однако автору меша­ют довольно сухой рисунок и вялый, невыразительный колорит. Искусст­во Менгса воплощало только внеш­ние формы древних памятников, абсолютно не улавливая их дух.

Гораздо интереснее портреты кисти Менгса. В них мастер уже не подражал древним. Его техника становилась более свободной и энер­гичной, он точнее передавал харак­теры и настроение своих героев.

В эпоху неоклассицизма немец­кая живопись особенно тяготела к жанру портрета. Антон Граф (1736— 1813) написал более полутора тысяч портретов, среди которых наиболее интересны изображения деятелей науки и искусства — немецкого по­эта Иоганна Фридриха Шиллера, драматурга Готхольда Эфраима Лессинга и др. Художник увидел непо­вторимые черты характера каждого из них, уловил настроение и тонко передал всё это в живописи.

То же можно сказать и о работах Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751 — 1829). Огромную по­пулярность приобрёл портрет «Гёте в Кампанье» (1787 г.). На фоне эф­фектного итальянского пейзажа ве-

162

ликий поэт предстаёт как некий идеал творческой личности, но его облик остаётся удивительно естест­венным. Мастер смог уловить мо­мент, когда вдохновение преобража­ет его героя даже внешне.

Художница Ангелика Кауфман (1741—1807) много лет жила в Ита­лии. Проникшись идеями историка искусства Иоганна Винкельмана, она создала множество работ на антич­ные сюжеты. Но лучшим её достиже­нием можно считать портреты, осо­бенно женские. Здесь есть и точные наблюдения над характером модели, и тонкость живописной техники.

В целом архитектура и изобрази­тельные искусства не были сильной стороной культуры Германии XVII— XVIII столетий. Немецким мастерам часто не хватало той самостоятель­ности, творческой дерзости, которая так привлекает в искусстве Италии и Франции.

Ангелика Кауфман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: