Ответы к заданиям для самопроверки к разделу №2

1) 3

2) 1

3) 4

4) 1

5) 4

6) 2

7) 2

8) 1

9) 3

10) 4

 

 

Раздел 3. Синтаксические нормы

    Синтаксические нормы –это исторически сложившиеся и теоретически осмысленные правила и тенденции связи слов в грамматические конструкции, такие, как словосочетание и предложение. Эти нормы регулируют согласование подлежащего со сказуемым, согласование определений и приложений с определяемым словом, построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, определяют строение сложного предложения.

Нарушение норм управления

Тип нарушения Пример
употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1. То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)
нарушение управления при синонимичных словах уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу
нарушение управления при однородных членах предложения покрывает и потворствует дурным наклонностям покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему?)им.

 

Таблица 3.1

         Упражнение №31: Составьте словосочетания, выбирая правильную падежную форму. (см. таблицу 3.1)

1) Встретились благодаря (случаю, случая)_____________________________

2) Поступил вопреки (совета, совету)__________________________________

3) Дежурство согласно (графика, графику)______________________________

4) Не мог оплатить в связи (отсутствия, с отсутствием) доходов____________

5) Закрыли ввиду (с нехваткой, нехватки) финансирования_________________

         Упражнение №32: Составьте словосочетания, ставя зависимые существительные в нужную форму.(см. таблицу 3.1)

1) Скучать (по кому? или по ком?)_____________________________________

2) Поражаться в чем? или чему?)_______________________________________

3) Воплотить (в чем? или во что?)________________________________________

4) Уверенность (в чем? или во что?)______________________________________

5) Отзыв (о чем? или на что?)___________________________________________

Упражнение №33: Продолжите предложение, используя с существительным

 нужный предлог. (см. таблицу 3.1)

1) … пришел (со, из) школы_______________________________________

2) … вернулся (из, с) армии_______________________________________

3) … придет (с, из) работы________________________________________

4) … приехал (из, с) Украины______________________________________

5) … наблюдают (из, с) космоса_____________________________________

Упражнение №34: Найдите нарушения синтаксической нормы в данных примерах и исправьте их. (см. таблицу 3.1)

1) Я люблю и наслаждаюсь весенним теплом.

2) Этого педагога отличают забота и любовь к людям.

3) Бойцы верили и надеялись дожить до победы.

4) Посетители музея с интересом рассматривали и восхищались картиной.

5) Свидетель сообщил и убедил суд в правдивости сведений.

Нарушение порядка слов в предложении

Тип нарушения Пример
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
Определение находится в отрыве от определяемого слова. Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
Ошибочное местоположение предлога. Через часа два спор закончился (часа через два)
Ошибочное местоположение составного союза. Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.
Ошибочное местоположение частицы бы. Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.

 

Таблица 3.2

         Упражнение №35: Измените порядок слов в предложениях и запишите исправленный вариант. (см. таблицу 3.2)

1) Нам предложили поселиться в новой гостинице для туристов со всем набором услуг.

2) Мы не только любовались красотой заката, но и окружающей воды.

3) Изложенные факты в объяснительной записке не выглядят убедительными.

4) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.

5) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.

6) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.

7) Через дня четыре он добрался до своей деревни.

8)  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Подлежащее и сказуемое должно быть обязательно согласовано в роде, числе и падеже.
3.3 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

         Упражнение №36: Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

         Образец: Те, кто не пошли с нами, позже об этом пожалели. – Те, кто не пошел с нами, позже о этом пожалели.

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

         Упражнение №37: Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.(см. таблицу 3.2)

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок... 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

7. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 8. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 9. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 10. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 11. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: