Задание №1:
1) Умелые руки.
2) Покладистый характер.
3) Звучный голос.
4) Желтые листья.
5) Точные слова.
Задание №2:
1) Кабаниха измучила Катерину своими придирками.
2) Печорину был безразлична Бэлла.
3) Онегин от любви потерял голову.
4) Наташа Ростова совсем перестала следить за собой.
5) Раскольников убил старуху-процентщицу.
Задание №3
А – абонемент; Б – эстетическое; В – желанный; Г – экономической; Д – эффективность; Е – лакированная; Ж – угнетенном.
Задание №4
1 – Величественном (вместо великом);
2. – Отражает (вместо изображает);
3. – Реалистический (вместо реальный).
Раздел 2. Морфологические нормы
Морфологические нормы – правильность употребления частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительно и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетаний с зависимым существительным, при образовании падежной формы существительного или местоимения. В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, связанные с употреблением имен числительных, а также ошибки при образовании глагольных, причастных форм.
|
|
Морфологические ошибки при образовании падежных
Форм имен существительных
|
Упражнение №17: Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.
Образец: эскадрон (гусар, гусаров) – «Эскадрон гусар летучих» - мой любимый фильм.
1) Много (мест, местов)_______________________________________
2) Корзина (помидор, помидоров)________________________________
3) (Их, ихний) дом______________________________________________
4) Пара (чулок, чулков)__________________________________________
5) Несколько (кур, курей)_________________________________________
Упражнение №18: Образуйте словосочетания и запишите их.
Образец: чашка (чай) – чашка чаю.
1) Банка (томаты)_________________________________________________
2) Пакет (апельсины)_______________________________________________
3) Пара (гольфы)___________________________________________________
4) Трое (молдаване)________________________________________________
5) Ящик (яблоки)__________________________________________________
Упражнение №19: Выпишите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, образовав от них форму родительного падежа.
Образец: брюки – брюк.
Брызги, строчки сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы.
Упражнение №20: Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определив их род.
Образец: каскад - м.р.
Банкноты, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, младенцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.
Образование форм степеней сравнения имен прилагательных
|
Упражнение №21: Образуйте простую и составную формы сравнительной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)
1) Злой___________________________________________________________
2) Легкий_________________________________________________________
3) Узкий__________________________________________________________
4) Хороший________________________________________________________
5) Крутой__________________________________________________________
Упражнение №22: Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)
1) Милый________________________________________________________
2) Честный_______________________________________________________
3) Надежный______________________________________________________
4) Плохой_________________________________________________________
5) Великий________________________________________________________
Упражнение №23: Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. (см. таблицу 2.2)
1) Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.
2) Наиболее быстрейший способ передвижения – авиаперелет.
3) Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.
4) Есть путь более ближе, чем предложенный вами.
5) Надо искать менее затратнее проекты реформирования образования.
Образование форм глагола
|
Упражнение №24: Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов. (см. таблицу 2.3)
Класть_____________________________________________________________
Положить__________________________________________________________
Упражнение №25: Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите их в исправленном варианте.
Образец: Скорей отбежи в сторону - Скорей отбеги в сторону.
1) Учебники можно покласть на место.
2) В этом поединке я его победю.
3) Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.
4) Бежите сюда быстрее, будем играться вместе.
|
|
5) Ты не ездий быстрее, а едь потихоньку.
Упражнение №26: Образуйте от данных глаголов возвратную форму, где это возможно (используя постфикс СЯ). Образец: стричь - стричься
Беречь, мыть, играть, бежать, радовать, терять, стоять, обидеть, дрожать, держать.
Упражнение №27: Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму и запишите их. Образец: передвигаться - передвигать
Улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.