Ответы к заданиям для самопроверки к разделу №1

Задание №1:

1) Умелые руки.

2) Покладистый характер.

3) Звучный голос.

4) Желтые листья.

5) Точные слова.

 

      Задание №2:

1) Кабаниха измучила Катерину своими придирками.

2) Печорину был безразлична Бэлла.

3) Онегин от любви потерял голову.

4) Наташа Ростова совсем перестала следить за собой.

5) Раскольников убил старуху-процентщицу.

 

      Задание №3

А – абонемент; Б – эстетическое; В – желанный; Г – экономической; Д – эффективность; Е – лакированная; Ж – угнетенном.

  Задание №4

1 – Величественном (вместо великом);

2. – Отражает (вместо изображает);

3. – Реалистический (вместо реальный).

 

Раздел 2. Морфологические нормы

    Морфологические нормы – правильность употребления частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительно и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетаний с зависимым существительным, при образовании падежной формы существительного или местоимения.  В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, связанные с употреблением имен числительных, а также ошибки при образовании глагольных, причастных форм.

Морфологические ошибки при образовании падежных

Форм имен существительных

Правило Пример

1. Имена существительные мужского рода 2 склонения с основой на твердый согласный в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание если обозначают:

- парные предметы варежки – варежЕК (НО носки – носкОВ)
- национальность (если основа оканчивается на - Н или - Р) армяне – армЯН  
- воинское подразделение (отряд) солдАТ, партизАН
- некоторые единицы измерения ватт, вольт, ампер (НО граммОВ, килограммОВ)
- существительные женского рода на - НЯ и - ЦЕ башня – башЕН, блюдце - блюдЕЦ

2. Окончание И (Ы) употребляются

- у заимствованных существительных на - ЕР (- ЁР) шоферЫ, дирижёрЫ
- у заимствованных неодушевленных и одушевленных существительных на – ТОР/- СОР конструкторЫ, инспекторЫ (НО директорА, профессорА)
3. Окончание –У/ -Ю употребляются  
- у вещественных существительных при указании на количество ложка сахарУ (НО запасы сахарА)
- у отвлеченных и собирательных существительных в сочетании со словами много или мало много шумУ, мало народУ
3. Существительные, обозначающие названия овощей и фруктов в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание ОВ лимоны – лимонОВ, баклажаны – баклажанОВ (но яблоки – яблОК)

 

Таблица 2.1

         Упражнение №17: Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.

         Образец: эскадрон (гусар, гусаров) – «Эскадрон гусар летучих» - мой любимый фильм.

1) Много (мест, местов)_______________________________________

2) Корзина (помидор, помидоров)________________________________

3) (Их, ихний) дом______________________________________________

4) Пара (чулок, чулков)__________________________________________

5) Несколько (кур, курей)_________________________________________

         Упражнение №18: Образуйте словосочетания и запишите их.

         Образец: чашка (чай) – чашка чаю.

1) Банка (томаты)_________________________________________________

2) Пакет (апельсины)_______________________________________________

3) Пара (гольфы)___________________________________________________

4) Трое (молдаване)________________________________________________

5) Ящик (яблоки)__________________________________________________

    Упражнение №19: Выпишите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, образовав от них форму родительного падежа.

    Образец: брюки – брюк.

Брызги, строчки сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы.

    Упражнение №20: Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определив их род.

    Образец: каскад - м.р.

Банкноты, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, младенцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.

Образование форм степеней сравнения имен прилагательных

Начальная форма

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая составная простая составная
добрый добрЕЕ более (менее) добрый добрЕЙШий самый добрый, наиболее добрый, добрее всех

 

Таблица 2.2

    Упражнение №21: Образуйте простую и составную формы сравнительной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)

1) Злой___________________________________________________________

2) Легкий_________________________________________________________

3) Узкий__________________________________________________________

4) Хороший________________________________________________________

5) Крутой__________________________________________________________

         Упражнение №22: Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)

1) Милый________________________________________________________

2) Честный_______________________________________________________

3) Надежный______________________________________________________

4) Плохой_________________________________________________________

5) Великий________________________________________________________

         Упражнение №23: Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. (см. таблицу 2.2)

1) Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.

2) Наиболее быстрейший способ передвижения – авиаперелет.

3) Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.

4) Есть путь более ближе, чем предложенный вами.

5) Надо искать менее затратнее проекты реформирования образования.

Образование форм глагола

Правило Пример
формы повелительного наклонения глагола образуются: ехать – ПОезжай (-те) лечь – ляг (-те)
глагол КЛАСТЬ употребляется БЕЗ приставки: клади
глаголы с корнем –ЛОЖ- - употребляются только С приставкой положи, выложи
не употребляются в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ и т.д. смогу победить, сумею убедить и т.д.
   

 

              Таблица 2.3

         Упражнение №24: Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов. (см. таблицу 2.3)

   Класть_____________________________________________________________

         Положить__________________________________________________________

         Упражнение №25: Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите их в исправленном варианте.

         Образец: Скорей отбежи в сторону - Скорей отбеги в сторону.

1) Учебники можно покласть на место.

2) В этом поединке я его победю.

3) Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.

4) Бежите сюда быстрее, будем играться вместе.

5) Ты не ездий быстрее, а едь потихоньку.

         Упражнение №26: Образуйте от данных глаголов возвратную форму, где это возможно (используя постфикс СЯ). Образец: стричь - стричься

Беречь, мыть, играть, бежать, радовать, терять, стоять, обидеть, дрожать, держать.

         Упражнение №27: Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму и запишите их.   Образец: передвигаться - передвигать

Улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: