Й аргумент - из прочитанного текста А. Приставкина

Аналитическая работа с текстом:

- В какое время происходят описанные автором события? Что Вы знаете о тех далеких годах? Учащиеся приходят к выводу, что описанные автором события происходят в сложное для страны время – в годы Великой Отечественной войны, в 1941 г. Это было самое сложное время, так как советская армия несла огромные человеческие потери, многие населенные пункты были оккупированы врагом. Перед страной стояла угроза порабощения, многие эвакуировались в Сибирь, на Урал, в Азию. Но даже в этих тяжелых условиях люди не забывали о проявлении человечности, о доброте, сострадании и милосердии.

-Кто и почему вспоминает об этом? Примером этому являются воспоминания автора, который, будучи ещё ребенком, навсегда запомнил, как «какие-то люди взялись за руки и образовали коридор».

-Зачитайте в тексте эти предложения. (19-22)

-Какую картину представили перед глазами

- К какому средству выразительности речи прибегает автор, описывая человеческий коридор?

- Зачитайте это предложение. Назовите эпитеты. Для чего автор употребляет их здесь?

- Почему автор пишет о людях с уважением и благодарностью? Подтвердите свои размышления предложениями из текста. (23-27)

Обобщение учителя: Ребята, рассказ Анатолия Приставкина «Человеческий коридор» включают сейчас в детские книги. Действительно, в современном мире много зла и жестокости. Сюжет рассказа трагичен. Полуголодных детей из осаждённой Москвы везут в Сибирь, в детский дом. Среди этих детишек находится и Анатолий Приставкин. Какой же нравственный урок человечности запомнился ему на всю жизнь. Послушайте авторскую историю данного рассказа. Запишите, в чём же проявляется здесь Человечность? (выступление ученика)

Анатолий Игнатьевич Приставкин вспоминал: «У меня был рассказ. Наверное, может быть, вы слышали – он сейчас в книжки детские включён – назывался «Человеческий коридор». Нас везут в детдом в Сибирь, тёмная Москва, тёмные тылы. Месяц голода в вагоне-товарняке. Солдаты нам бросали ещё кусочки хлеба. И вокзал, Челябинск. Толпа, тысячная толпа беженцев. И нас горстка детишек, которых надо кормить. И сопровождающий нас воспитатель, Николай Петрович, который не может и не знает, что делать. Ну, кричит чего-то. И дальше происходит чудо. Как – не знаю! Объяснить не могу. Но это было. Люди, вот этой тысячной толпой, чтоб не раздавить, вот так вот сжимают руки (сцепляет пальцы перед собой, широко разведя локти), и тоннелем пропускают нас к той столовой единственной, которой не осаждали. И нам дают по тарелке горячей каши! Впервые за месяц!

И вот я говорю: вот этот человеческий коридор сопровождал меня всю войну. Были негодяи, были сволочи, которых никогда не прощу, а были люди, которые держали вот так вот над нами руки. И вот это сделало нас людьми. И были такие люди! И они спасли наши души, не только тела. Вот, где они сейчас – есть они такие или нет? Толпа пропустит детей сейчас к источнику жизни? К тарелке каши?..»

- Итак, в чём же проявляется человечность в рассказе? Как мы сформулируем первый аргумент?

Примерный ответ: В тяжёлых условиях военного времени люди не забывали о проявлении человечности, милосердии. В тексте А. Приставкина рассказывается о людях, проявивших сострадание к сиротам из детского дома, уступив им свою очередь к источнику жизни. Автор относится к этим людям с благодарностью, так как они спасли не только тела, но и души голодных детишек.

- Какие способы цитирования можем применить?

-Попробуйте сформулировать 1 аргумент(самостоятельная работа), 5 минут, проверка.

-Давайте ещё раз вспомним, чем может быть представлен 2-й аргумент?

- С чего лучше начать 2-ю часть? Посмотрите в таблицы клише.

-Какие примеры можете привести?

Примеры из художественной литературы:

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор ».

Михаил Шолохов «Судьба человека»

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

- Чему нас научил просмотренный на уроке социальный ролик и рассказ Приставкина?

Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание, человечность – это основа нашей жизни. Запишем это в колонку «вывод» в таблицу.

Рефлексия.

Итак, практически готовое сочинение у нас получилось в таблице.

- О чём должны помнить?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- В сочинении должно быть 4 красных строки и соразмерность частей.

Я прошу оценить вас знания, которые вы унесёте с собой с урока. Перед вами карточки разных цветов. На слайде…Поднимите соответствующую карточку.

6. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение «Что такое человечность»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: