Класс: 9
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое человечность?» (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку). Выполнение задания 15.3.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Продолжить работу по развитию языковой компетенции, формировать навыки написания сочинения – рассуждения на морально – этическую тему.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Оборудование: социальный видеоролик «Человечность»,текст А. И. Приставкина «Человеческий коридор», рабочие листы для заполнения по ходу урока, презентация к уроку, портрет А. И. Приставкина, таблицы клише для сочинения 15. 3; карточки для проведения этапа «Рефлексия»
|
|
Ход урока
2. Самоопределение темы и постановка целей урока.
Учитель: вспомните, чем представлена 3-я часть экзаменационной работы по рус. яз. в форме ОГЭ, к которой мы готовимся в течение года?
Примерный ответ: это альтернативное задание, связанное с формулировкой тезиса и выбором двух аргументов.
Постановка целей: на сегодняшнем уроке мы будем готовиться к написанию сочинения – рассуждения 9.3 по тексту Анатолия Игнатьевича Приставкина. Вспомним композицию сочинения – рассуждения на морально – этическую тему; будем учиться анализировать предложенный текст с вычленением нужной информации и приводить аргументы из жизненного опыта. У всех на партах лежат черновики и опорные таблицы. Информацию, получаемую в ходе работы, записывайте в черновик, так как она необходима при написании сочинения.
Давайте перечислим их.Орфографическая работа.
Милосердие, доброта, отзывчивость, сострадание, человечность.
Учитель: все эти слова в какой – то мере являются синонимами и пригодятся при написании сегодняшнего сочинения. Но какое понятие подходит точнее?
Ученик: Человечность.
УЧИТЕЛЬ: сформулируйте тему сочинения – рассуждения.
Ученик: Что такое человечность?
Откройте тетради. Напишите число и тему урока. Слайд 1: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое человечность?» (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку). Выполнение задания 9.3.
2. Актуализация имеющихся знаний.
Вопросы к классу:
- Давайте вспомним по пунктам композицию сочинения – рассуждения на морально- этическую тему и охарактеризуем каждый пункт.
1.Тезис. Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Необходимо дать определение тезису и прокомментировать его. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.
|
|
2.-Аргументы (доказательства). Это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
- Сколько их должно быть?
Учитель: чем может быть представлен жизненный опыт?
Примерный ответ: (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п. ранее прочитанными книгами,, фильмами, социальными роликами.
3.Вывод. Это заключение, итог проведённого рассуждения.
Сочинение – рассуждение 9. 3
III. Работа над построением сочинения - рассуждения Итак, давайте прочитаем предложенный текст. Читаем без сведений об авторе.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
-Кто является автором данного текста?)
- О чём нам рассказала дата рождения?.
-Для чего после текстов даются сведения об авторе?
Прочитайте задание(читает ученик)
Работа с текстом.
- Сформулируйте тезис.
«Что такое человечность?». Запишите в таблицу.
- Как вы понимаете это определение.
На мой взгляд, это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима. Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому.(слайд)
Учитель: -Комментируем данное определение.
- Актуально ли это понятие сегодня?
Примерный ответ.
-Итак, переходим ко второй(основной) части нашего сочинения.Что должны помнить?
Примерный ответ: Между частями должны быть логические переходы. Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Приведите примеры логических переходов
- Посмотрите в таблицы клише для частей сочинения. Как лучше начать 1-й аргумент?
-Обращусь к тексту А. И. Приставкина, русского писателя, общественного деятеля.