Оборудование: сюжетные картинки, палочки.
Логопед показывает детям картинки:
Бабушка сидит.
Бабушка вяжет чулки.
Девочка ест суп.
Девочка играет.
Предлагается из палочек составить схему предложения.
- Почему ты положил две палочки? — Потому что два слова в предложении.
Какое это слово? (указывается первое слово)
- Что говорится о бабушке? (сидит)
Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему палочками.
Какая полоска нужна?»
Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.
1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение — длинную».
Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит.
2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»:
Белка песенки поет.
Какое слово по порядку?»
Оборудование: сюжетные картинки.
Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения из трех слов. Например:
Мама стирает белье.
Мальчик рисует дом. И т. д.
Дети считают количество слов. Затем произносят каждое слово в предложении по очереди 1-й ребенок: мама; 2-й ребенок: стирает; 3-й ребенок: белье.
Затем все предложение воспроизводят целиком. Самостоятельно придумывают предложение из трех слов.
Запиши предложение»
Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки.
1 У детей предметные картинки. Но ним они составляют предложение из двух слов.
«Девочка идет» — Сколько слов в предложении?
— Два. — Назови первое слово. — Девочка.
— Назови второе слово. — Идет.
— Запиши это предложение. Вместо слова «девочка» положи картинку, вместо слова «идет» — полоску бумаги.
2 Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зайка — картинка) = (морковку — картинка). Вместо слова «грызет» — полоска бумаги. Какое первое (второе, третье) слово?
Чего не хватает»
Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.
Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку.
«Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками.
Логопед убирает первую полоску. Предлагает Прочитать предложение.
«___ поливает.»
-Получилось предложение? —Нет. — Что мы не узнали? — Кто поливает?
Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали? — Что делает Маша. Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор тот же.
Маша - растеряша»
Оборудование: предметные картинки.
Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что она говорит: «Где же, где мои___, обыщу все уголки. Их на__ нет, и под____нет. На____нет, под___нет. Да вот же они у____ — кроватке»
Вы поняли, о чем говорит Маша?
Нет, потому что Маша пропускала слова.
- Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно сказать. Дети вместе с логопедом рассказывают.
Посмотри и скажи»
Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение.
- Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя?
— Витя посадил мишку на стул.
— Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т. д.
Составление предложение по картинке»
Оборудование: сюжетная картинка.
Дети рассматривают картинку.
— Кто нарисован на картинке? (Девочка).
— Как мы ее назовем? (Света).
— Составьте предложение про Свету. Что она делает?
— Света подметает пол.
— Где Света подметает пол? (В комнате).
— Чем Света подметает пол? (Веником).
— Скажите предложение целиком.
— В комнате Света подметает пол веником.
Игра «Интонация».
При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном тексте). Затем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами в лесу их застала гроза лил, сильны дождь дети укрылись в шалаш.
Деформированный текст».
Детям предлагается составите предложения из слов
Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, Зайка, лесу, прыгает.
На, ребята, пошли, прогулку.
Подвижная игра на обобщение.
Дети становятся в круг. Логопед предлагает детям поймать мяч и составить предложение такого образца.
Мяч. Мяч — это игрушка.
(Игрушки. Овощи, фрукты).
Кто как передвигается?
Оборудование: карточки с изображением зверей, птиц, насекомых.
Логопед показывает картинку, дети составляют предложения:
Бабочка летает. Белка прыгает. Рыба плавает. Кузнечик скачет. Змея ползает. Лиса крадется.
Можно предложить обобщенное значение: Прыгает кто? Летает кто? Ползает кто? Скачет кто? Крадется кто? Плавает кто?
Угадай, кто?»
Кричит, каркает, летает, машет крыльями кто?
Пopxaeт, кружится, летает, машет крыльями кто?
Слова сложной слоговой структуры»
А. Отработка проговаривания труднопроизносимых слов.
Регулировщик регулирует движение транспорта.
Библиотекарь выдает книги.
Маляр красит дом.
Экскурсовод проводит экскурсии.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Водопроводчик чинит водопровод.
Лекарство продается в аптеке.
Милиционер едет на мотоцикле.
Это демонстрация.
Б. Ответы на вопросы.
— Кто вставляет стекла? — Стекольщик
— Кто чинит водопровод? — Водопроводчик.
— Кто штукатурит стены? — Штукатур.
— Кто работает на кране? — Крановщик.
— Кто работает на тракторе? — Тракторист
— Кто работает на экскаваторе? — Экскаваторщик.
— Кто работает в парикмахерской? — парикмахер.
В. Образование сложных слов:
Рыбу ловит рыбо_.
Землю копает земле_.
Пчел разводит пчело_.
Пешком ходит пеше_.
Лес рубит лесо_.
Трубы чистит трубо_.
Лес разводит лесо_.
Птиц ловит птице
У кого больше»
Оборудование: предметные картинки — слова в единственном и множественном числе.
— У меня красный шар.
— У Вити красные шары.
Прогулка».
Оборудование: картинка с изображением времени года, например, зимы. У детей мелкие сюжетны картинки.
Читается рассказ. Дети кладут на большую картину свои картинки. Наступила зима. Падает мягкий пушистый снег. Дети взяли санки и пошли на горку.