Речевые пробы для учащихся 8–11 классов

Вариант методики для учащихся старших классов имеет ту же структуру, что и для младших школьников. Частично сюда включены те же задания. В некоторых заданиях изменено количество проб, в серии на проверку сформированности связной речи добавлено еще одно задание (рассказ на заданную тему).
Большая часть заданий проводится в том же режиме, с такими же инструкциями и той же процедурой оценки, что и в варианте для младших школьников. Поэтому здесь мы приводим только сами пробы. Способы оценки приводятся в тех случаях, когда речь идет о новых заданиях или когда используются новые количественные критерии.


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

ПЕРВЫЙ БЛОК

Направлен на исследование экспрессивной речи.

Первая серия

Оценивается уровень моторной реализации высказывания.

А) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Надуть щеки.
Одну щеку.
Другую.
Губы «трубочкой» — округлены и выдвинуты вперед.
Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе.
Упереть язык в правую щеку.
Поместить язык между верхними зубами и верхней губой.
Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.
Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.
Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».
Максимальная оценка — 30 баллов.











Б) Исследование звукопроизнесения

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки — ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).
Максимальная оценка — 30 баллов.














В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Баскетбол
Перепорхнуть
Аквалангист
Термометр
Достопримечательность
Максимальная оценка — 15 баллов.






Г) Повторение цепочек слогов

би-ба-бо — бо-ба-би
ма-на-на — на-ма-на
ба-па — па-ба
са-ша
ла-ра
жа-ща
па-па-ба — ба-па-ба
ча-ща-ча — ща-ща-ча
за-за-жа — жа-за-за
ла-ра-ла

В этом задании учитывается только произнесение цепочек слогов, выделенных жирным шрифтом. При этом первые две цепочки (би-ба-бо — бо-ба-би) оцениваются как одна проба.
Максимальная оценка — 15 баллов.
Остальные цепочки используются для оценки состояния фонематического восприятия (второй блок, третья серия).
Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.













Вторая серия

Исследуются словообразовательные навыки.

А) Образование уменьшительной формы существительных

дерево
лес
улица
ухо
слово





Б) Образование относительных прилагательных от существительных

Солома, клюква
Лед, ель
Вишня, масло
Слива, лен
Черника, суп





В) Образование качественных прилагательных

По отношению к слову «день»:
мороз
снег
дождь
солнце
ветер






Г) Образование притяжательных прилагательных от существительных

Волк, мать
Медведь, отец
Лев, брат
Птица, дед
Орел, дочь

Максимальная оценка за серию — 90 баллов.






Третья серия

Исследуется сформированность грамматического строя речи.

А) Составление предложений по картинкам

(см. приложения 1—3)

Б) Составление предложений из слов в начальной форме

Миша, косить, трава, кролики, для.
Сын, купить, шар, красный, мама.
Солнце, земля, освещаться.
Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.
Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.





В) Повторение предложений

Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.
После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.





Г) Верификация предложений

Зима пришла, потому что река замерзла.
Мама довольна сыну.
Самолет разбился, хотя мотор был неисправен.
Все старики когда-то будут молодыми.
Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.





Д) Добавление предлогов в предложение

Лодка плывет...озеру.
Чайка летит... водой.
Молодая трава выглядывает.... снега.
... конуры сидит пес.
Большая толпа собралась... театром.





Е) Образование множественного числа существительных

Именительный падеж Родительный падеж мн. ч.
Стул — Ухо — Зеркало — Пальто — Платье — ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________

Ж) Завершение предложения

Сережа промочил ноги, потому что...
Игорь замерз, хотя...

Максимальная оценка за серию — 150 баллов.


Четвертая серия

Исследуется связная речь.

А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок

используются картинки, соответствующие возрасту, как в варианте для младших школьников.

Б) Пересказ текста «Галка и голуби»

В) Рассказ на тему «О Москве»

Оценки

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности

15 — самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме, замысла в развернутое и законченное повествование;
10 — для формирования замысла потребовались 1—2 наводящих вопроса, рассказ соответствует теме или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно;
5 — явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла;
0 — отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи.

Критерий возможности построения текста

15 — рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10 — недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или единичные необоснованные повторы слов;
5 — неоднократные необоснованные повторы слов, или единичные необоснованные повторы грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 — невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер перечисления или состоит из речевых штампов.

Критерий грамматического оформления

15 — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 — рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;
5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 — множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 — адекватное использование вербальных средств;
10 — поиск слов или единичные близкие словесные замены;
5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);
0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Максимальная оценка за каждое задание — 60 баллов.
Максимальная оценка за серию — 180 баллов.














Пятая серия

Исследуется номинативная функция речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: