Индивидуальный текст экскурсии

Здравствуйте дорогие экскурсанты, меня зовут Бато, и сегодня мы осмотрим шесть памятников архитектуры. Наш город Улан-Удэ имеет великую историю и культуру. Он возник как казачий острог (1666 г.) для управления новыми территориями Российской империи. К настоящему времени в Улан-Удэ, к сожалению, не сохранилось каких-либо архитектурных объектов, связанных с исполнением им оборонительных функций острога в XVII в. Все крепостные сооружения были выполнены из дерева и за ненадобностью были разрушены уже к концу XVIII в. Но не смотря на это осталось довольно много памятников архитектуры и градостроительства, которые могут нам о многом рассказать. Но для начала я прочитаю правила безопасности и поведения на экскурсии.

Наконец можете взглянуть вперед.

Первым объектом нашей экскурсии является Театр Оперы и Балета.

Он единственный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Открытие театра состоялось в 1952 г. Здание театра проектировалось под научно-культурный комбинат, где должны были разместиться театр, библиотека, концертный зал, музей.

Сочетание классической архитектуры с национальными элементами обусловило архитектурно-декоративную отделку здания и его пространственную структуру. Главный вход - в виде большого портала, декорирован двумя колоннами и орнаментированными вставками. Слева и справа на массивных постаментах возвышаются 6 ветвистых канделябров-фонарей. На плоскости портала выделяются три двери с орнаментированными металлическими деталями и над ними большое окно, обрамленное орнаментом. Барельеф ордена Ленина напоминает о заслугах театра. Над порталом на крыше возвышаются аллегорические фигуры всадников - мужчины и женщины со знаменем, которые олицетворяют новую, возрожденную Бурятию.

Фасад театра состоит из разнообразных архитектурных объемов: криволинейные кольцевые кулуары, выступ с лоджией, плоский третий этаж. Артистические комнаты с частым ритмом окон, монументальное ограждение двора, сценическая коробка.

Задний фасад завершается воздушной пяти-пролётной аркадой с двумя массивными пилонами, украшенными лепным орнаментом. Впереди аркады расположена терраса с баллюстрадой и лестницами.

Внимание привлекает ажурный орнамент. Композиция ворот из литых деталей, лепной орнамент на ограде внутри дворика, а также изображения соболей и белок у служебного входа. Внутри - орнамент, колоннада, расписной плафон в технике темперы «Торжество социалистического строя» (художники Рублев и Йорданов). Лестницы украшены цветными витражами и оригинальными светильниками. Характерный образец советской архитектуры послевоенного десятилетия.

Тут в небольшом сквере у театра установлена скульптура: народные артисты СССР Лариса Сахьянова и Петр Абашеев в ролях Ангары и Енисея из балета «Красавица Ангара»

 

Теперь прошу вас спуститься по тротуару вниз к арке.

Следующий наш объект, как вы уже догадались – это триумфальная арка «Царские ворота».

 Цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, в конце XIX века путешествовал по Восточной Сибири. В городе Верхнеудинске, как раньше назывался Улан-Удэ, в честь приезда высокого гостя в 1891 году построили Триумфальную арку «Царские врата».

Деревянная арка архитектора Николая Паув стояла на каменном постаменте, по обеим сторонам располагались сдвоенные полуколонны, а наверху — двуглавый орел с ажурными решетками по бокам. В 1917 году, вместе со свержением царской власти, российский герб сбросили с сооружения, а в 1936 году снесли и саму арку.

Ко дню 340-летия города Улан-Удэ в 2006 году Триумфальную арку решили восстановить. В верхней части поместили памятную надпись: «20–21 июня 1891 года — дата приезда в Верхнеудинск цесаревича Николая Александровича». Новые Царские ворота отличаются от предыдущих только размером. Арка стала больше: теперь она достигает 14 метров в ширину и 9 метров в высоту. В остальном новое сооружение стало точной копией Триумфальной арки XIX века, и сегодня оно украшает центральную улицу бурятской столицы.

 

Дальше пройдемте к новому арбату. И пока мы идем к следующему объекту, вы можете рассмотреть арку с другого ракурса.

 

И вот еще одним памятником архитектуры расположенным на историческом центре города Улан-Удэ является – Дом купца Капельмана.

Пожалуй, это уникальный случай, когда дом принес известность своему хозяину, а не наоборот. Строительство было совершено в кратчайшие сроки, буквально за 4 месяца. Этот факт доказывает надпись на кирпичном парапете, показывающая точные даты возведения здания: 2 июня – 5 октября 1907 года. Доподлинно неизвестно, почему так торопился Капельман, но теперь его дом стал украшением центральной улицы города Улан-Удэ. Это двухэтажное здание с элементами эклектики под вальмовой кровей, характерной для дореволюционного времени и необычной для Верхнеудинска пластикой фасадов. Композиция симметричного фасада только фронтальная, боковые фасады глухие, рассчитанные на последующие пристройки по линии застройки улицы. Главный западный фасад рустованный, симметричен относительно центральной оси и акцентирован пятью колоннами с атлантами.

В уровне первого этажа колонны тосканского ордера, в уровне второго этажа на постаменте фигура атланта, поддерживающая парные колонны. Фасад украшают два балкона большого выноса, выполненные по консольным металлическим балкам. Ограждение балконов металлическое, кованное, с заклепками, фигурными деталями и скрученными прутьями. Завершают фасад фриз с выступающими над плоскостью стены прямоугольными элементами из кирпича и небольшого выноса, профилированный карниз, декорированный лентой с сухариками по низу.

Скат кровли западного фасада украшен парапетным четырехгранным трехъярусным куполом, завершающимся шпилем. Оконные и дверные проемы первого этажа западного фасада прямоугольные. Над проемами клинчатая перемычка с замковым камнем. Главный вход, расположенный по оси первого этажа западного фасада, оконные и дверные проемы второго этажа западного фасада имеют арочные завершения. Здание сохранилось до наших дней с небольшими искажениями и стоит в списке ценной исторической застройки. В интерьере дома сохранился хорошей работы камин и ажурное художественной ковки ограждение лестницы.

Пройдемте дальше по Арбату.

Далее следует дом купца Курбатова.

Курбатов Митрофан Кузьмич – кяхтинский купец первой гильдии, городской голова в Верхнеудинске (1816-1819г.г.). Его сын Аполлон Митрофанович – владелец усадьбы, совладелец стеклянного и мыловаренного заводов, почетный гражданин Верхнеудинска, за строительство моста через Уду и укрепление берега Уды был награжден медалью на аннинской ленте с надписью «За полезное».

В 1824 году путешественник Алексей Мартос, проезжая через город, записал: «Дом купца Курбатова чистой архитектуры с правильным портиком есть одно из лучших зданий в городе». Наследники купца А.М. Курбатова в 1875 году продали этот дом купцам братьям Бутиным, со всеми надворными постройками, за 25 тыс. рублей серебром. В начале 20-го века хозяином дома стал Александр Козьмич Кобылкин, купец первой гильдии, попечитель учебных заведений и сиротских домов, гимназий.

В 1950 году был разобран портик, вследствие чего дом утратил многие архитектурные достоинства. В настоящее время здесь располагается Азиатско-Тихоокеанский банк.

Теперь мы направимся на площадь революции к следующему объекту. Можете задавать вопросы по пути.

Ну и вот пятое здание, которое мы посетили – Гостиные ряды.

Первое деревянное здание Гостиного двора было построено в 1791 году. В 1804 году началось строительство каменных гостиных дворов по плану архитектора А. И. Лосева и продолжилось до 1868 года. Наиболее ценен южный фасад с аркадами и квадратными колоннами. Вокруг Гостиных рядов формировался общественный центр города, площадь получила название Гостинодворской. Здесь два раза в год проводились торговые ярмарки, которые были крупнейшими торговыми мероприятиями за Байкалом. Верхнеудинск в то время являлся одним из важнейших торговых центров Сибири. В настоящий момент Гостиный двор имеет статус памятника истории и архитектуры федерального значения.

Далее мы пойдем к последнему объекту нашей экскурсии.

Это наш последний объект Свято-Одигитриевский собор.

Свято-Одигитриевский собор -первое каменное здание в городе Улан-Удэ. В 1700 году на месте собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм — небольшая кладбищенская одноэтажная церковь с отдельно стоящей колокольней. На месте, где находилась старая церковь, было установлено два креста — южнее Одигитриевского собора.
Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Как многие сибирские соборы строился в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящен 3 мая 1785 года епископом Михаилом.
Строителями и первыми настоятелями собора были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров.

  В 1818 году в фундаменте собора и его своде появились трещины. Трещин стало больше после землетрясений 1862 и 1885 годов. В 1863 году был проведён капитальный ремонт собора. В 1860-е годы при приходе собора открываются благотворительные организации.
6 сентября 1929 года Президиум Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР издал постановление о закрытии собора по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма». Все церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, здание передано под склад. Последний настоятель собора — Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.
В 1930 году с собора сняли колокола. В соборе размещались курсы стройкадров, с 1934 года Антирелигиозный, а после Великой отечественной войны Краеведческий музей. До 1999 года в соборе хранились фонды Музея истории Бурятии.
В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры. В 1959 — 1961 годах в соборе производились реставрационные работы.
31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход. 23 мая 1996 года были установлены шесть колоколов. 23 июля 1999 года на колокольне собора установлен крест.
20 декабря 1999 года епархии был передан нижний придел, а 30 мая 2000 года — верхний.
К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ, исследованы все трещины и укреплены фундамент









Заключение

Улан-Удэ – богатый и красивый город. В нём сосредоточены десятки бесценных памятников истории и архитектуры. Этот город представляет интерес для экскурсантов всех возрастов. Улан-Удэ славится своими церквями, театрами, музеями, но не только они привлекают внимание к городу. Сама атмосфера старины, ощущение соучастия в событиях, которые произошли много лет назад - этим привлекателен Улан-Удэ.

Нашей целью было разработка новой экскурсии, одинаково интересной для разнообразных групп экскурсантов, овладение методикой разработки архитектурно-градостроительной экскурсии.

Поставленные перед нами задачи были достигнуты. Мы научились пользоваться необходимой для составления экскурсии литературой, освоили принцип создания новой экскурсии, научились выбирать методы показа и рассказа, позволяющие наиболее красочно демонстрировать те или иные объекты.

Мной составлена новая экскурсия для всех по городу Улан-Удэ. Надеюсь, что она будет востребована среди экскурсантов. Необходимо помнить и знать историю своей страны и города, в котором многие из нас родились и выросли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: