Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:
- дыхательный
- пищевой
- температурный
- мигательный
- сосательный
Атавистические (угасают в первые недели жизни):
- плавательный
- отталкивание
- хватательный
Особенности поведения.
1. Пищевое сосредоточение.
2. Вестибулярное сосредоточение (засыпает при укачивании).
В первые дни появляется условный рефлекс на время кормления (просыпается тогда, когда наступает время кормления) и на положение во время кормления. В первые недели жизни продолжается развитие зрительного и слухового анализатора. В первые недели ребенок плохо реагирует на звуки. К концу 1 месяца у ребенка появляется способность фиксировать взгляд на предметах. Период новорожденности (к 2 мес) заканчивается с появлением комплекса оживления (первый соц.жест ребенка, проявляется в улыбке ребенка в ответ на улыбку значимого взрослого, при этом увеличивается вся двигательная активность).
Общая характеристика деятельности манипулирования.
|
|
Любая манипуляция должна идти от взрослого. Взрослый должен быть инициатором каждый день. Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет, он начинает манипулировать им.
По Мухиной.
Первые манипуляции очень просты. Малыш схватывает предмет, некоторое время удерживает его. А потом отпускает, затем опять схватывает. Если перед ним два предмета – схватывает один, потом другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительная особенность первых манипуляций – направлены на предмет, кот интересует ребенка.
Усложнение манипуляций – ребенок замечает, что действия вызывают перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот результат
К концу 6-7 мес в манипуляциях появляется направленность на результат.
Затем младенец начинает действовать с несколькими предметами одновременно. Пример – постукивание погремушкой о погремушку. Явная направленность на результат. Результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в опр взаимное положение. Добившись результата ребенок повторяет действие, получает его вновь и вновь.
К концу первого года появляется новая особенность. Если раньше ребенок производил действие одним показанным ему способом, и на данных ему предметах, то теперь он пытается повторить действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя эти действия.
Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов.
|
|
Общая характеристика комплекса оживления.
Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к значимому взрослому. КО состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбающегося ему, оживленно двигает ручками, ножками, издает тихие звуки. КО – первый социальный жест ребенка. С появлением этого комплекса заканчивается период младенчества.