Врожденные особенности и тенденции развития новорожденного

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:

- дыхательный
- пищевой

- температурный

- мигательный     
- сосательный
Атавистические (угасают в первые недели жизни):
- плавательный

- отталкивание

- хватательный

Особенности поведения.

1.    Пищевое сосредоточение.

2.    Вестибулярное сосредоточение (засыпает при укачивании).

В первые дни появляется условный рефлекс на время кормления (просыпается тогда, когда наступает время кормления) и на положение во время кормления. В первые недели жизни продолжается развитие зрительного и слухового анализатора. В первые недели ребенок плохо реагирует на звуки. К концу 1 месяца у ребенка появляется способность фиксировать взгляд на предметах. Период новорожденности (к 2 мес) заканчивается с появлением комплекса оживления (первый соц.жест ребенка, проявляется в улыбке ребенка в ответ на улыбку значимого взрослого, при этом увеличивается вся двигательная активность).

 





Общая характеристика деятельности манипулирования.

Любая манипуляция должна идти от взрослого. Взрослый должен быть инициатором каждый день. Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет, он начинает манипулировать им.

По Мухиной.

Первые манипуляции очень просты. Малыш схватывает предмет, некоторое время удерживает его. А потом отпускает, затем опять схватывает. Если перед ним два предмета – схватывает один, потом другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительная особенность первых манипуляций – направлены на предмет, кот интересует ребенка.

Усложнение манипуляций – ребенок замечает, что действия вызывают перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот результат

К концу 6-7 мес в манипуляциях появляется направленность на результат.

Затем младенец начинает действовать с несколькими предметами одновременно. Пример – постукивание погремушкой о погремушку. Явная направленность на результат. Результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в опр взаимное положение. Добившись результата ребенок повторяет действие, получает его вновь и вновь.

К концу первого года появляется новая особенность. Если раньше ребенок производил действие одним показанным ему способом, и на данных ему предметах, то теперь он пытается повторить действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя эти действия.

Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов.

 

Общая характеристика комплекса оживления.

Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к значимому взрослому. КО состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбающегося ему, оживленно двигает ручками, ножками, издает тихие звуки. КО – первый социальный жест ребенка. С появлением этого комплекса заканчивается период младенчества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: