Общая характеристика развития мышления в дошкольном возрасте. Виды мышления

На основе наглядно-действенного мышления начинает складываться наглядно-образное мышление. Дети становятся способны к обобщению, основанному на опыте практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Ребенку приходится решать разные задачи, связанные с выделением и использованием связей между предметами. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее планировать свои действия, предусматривать их результаты.

Мышление широко используется для освоения окружающей среды. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи. Ищет объяснения замеченным явлениям. Прибегают к своего рода экспериментам, рассуждают о них и делают выводы. Приобретают возможность делать умозаключения не на основе личного опыта, но о которых они знают из книг. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.

 

Особенности развития личности ребенка дошкольного возраста в ситуации депривации.

Депривация - псих.состояние, которое возникает в случае неудовлетворения психических потребностей человека в достаточной мере.

в дошкольном возрасте важно накопление знаний о мире, становление личности ребенка.

Виды депривации и ее последствия:

-материнская - дефицит внимания родителей. Активно проявл.в детских домах, если ребенок достаточно долго не находится в эмоц.контакте с разными людьми, то он становится к ним неравнодушным. разлука с близкими может привести к задержке умственного развития.

-партенальная депривация (отсутствие отца). Ребенок страдает от недостатка авторитета, дисциплины. Может развиться слабая личность.

-социальная депривация - отсутствие усвоения соц.ролей, самореализации.

 

Психологическая готовность к школе.

У ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства присущие школьнику. Окончательно они складываются в процессе обучения. Учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Основное содержание жизни – усвоение общих знаний. Ученик должен уметь учиться. Важен уровень волевого развития ребенка. Ребенку необходим запас знаний об окружающем мире, предметах, свойствах, явлениях, людях и т.п. Важно качество этих знаний. Желательны начальные навыки письма, счета, чтения.. О готовности свидетельствует уровень познавательных интересов и познавательной деятельности ученика. Ребенка должно привлекать содержание знаний. Ребенок должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их свойства. Важна ориентировка во времени и пространстве. Он должен уметь сравнивать, рассуждать, выделять существенное. Связная речь, умение объяснять.

 

56. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу

Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей (перестройка отношений). У дошкольника – 2 сферы социальных отношений: 1) ребенок – взрослый; 2) ребенок – дети. Эти системы связаны с игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребёнка с родителями, взаимоотношения внутри детского коллектива также не определяются взаимоотношениями с родителями. Благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок – сверстник» остаётся прежней, а система «ребенок – взрослый» дифференцируется на две подсистемы: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».

Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка с родителями и сверстниками и становится центром жизни младшего школьника, от которого зависит благополучие его жизни. Учитель для ребенка является не заместителем родителей как воспитатель в детском саду, а полномочным представителем общества, вооруженным всеми средствами контроля и оценки и действующим от имени и по поручению общества.

С первых дней пребывания ребенка в школе начинается сложный период его адаптации к школе (физиологическая и социально-психологическая адаптация). Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность, вхождение в новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и работы, появление новых обязанностей, необходимость привлечения таких качеств личности, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость, работоспособность.

Ребенок должен усвоить новый стиль общения с учителем. В первые дни у детей бывает очень сильная тревожность. Это отражается на физиологическом состоянии ребенка (плаксивость, раздражительность, снижение аппетита). Поэтому часто обучение детей первого класса осуществляют в детском саду, в привычной для них обстановке.

Ступени адаптации: первая ступень адаптации длится около 2-х месяцев (приблизительно 56% детей адаптируются); вторая ступень адаптации длится до конца первого полугодия (приблизительно 30% детей адаптируются);

Около 14% детей остаются дезадаптированными. Последствия школьной дезадаптации: 1) отклонения в поведении, формирование асоциальной личности; 3) развитие негативных личностных качеств, возникновение соматической и нервно-психической патологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: