Материал для самостоятельного изучения темы

Класс ИЗО 08.04.20202 г.

Тема: Изображение пространства. Изготовление «Сетки Альберти».

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Картинная плоскость - воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект).

Точка зрения -точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость.

Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью.

Точка схода -точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета.

Горизонт -видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.

Перспектива – это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.

Фриз - это декоративная в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Материал для самостоятельного изучения темы

Перспектива – это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Чтобы понять, что такое перспектива и как художники научились ее применять, давайте обратимся к истории.

Еще в Древнем Египте при росписи стен изображение пространства отсутствует. Лица изображались в профиль, а положение людей одинаково. Все изображения располагались рядами - фризами.Фриз — это декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, украшающей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Мы с Вами знаем, что предметы или люди, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими. Но в Древнем Египте такого принципа еще не использовали. Величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны. И не важно какое место в пространстве они занимали. К сожалению, до нашего времени

 дошло малое количество древнеримских и древнегреческих фресок. Но по дошедшим, можно сказать,  что пейзаж в более поздних римских росписях стал украшать изображение, он не был единым, легко переходил в узор. В Средние века, так как искусство стало религиозным по сюжету и по назначению, все изображения стали символичными. Большое внимание уделялось иконам. У пространства иконы свои законы построения. Линии в иконе подчиняются законам обратной перспективы. Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными.

И только лишь в эпоху Возрождения в европейском искусстве художники стали стремиться изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы.

Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О жизни» Леона-Баттисты Альберти, итальянского художника и ученого. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, о неразрывной связи между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает.

В зависимости от назначения изображения перспектива бывает:

· прямая линейная;

· обратная линейная;

· панормная;

· аксонометрия;

· сферическая;

· тональная;

· воздушная;

· перцептивная

Сегодня мы подробней разберем прямую линейную и воздушную перспективу.

Линейная перспектива – это геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.

Использование прямой линейной перспективы в наше время преобладает. Но и у нее есть свои правила построения:

1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;

2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта.

Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения.

Линия горизонта бывает низкой и высокой. Низкая линия используется для передачи красоты небес. Высокая же линия горизонта используется для выразительной передачи деталей на земле.

Что касается воздушной перспективы, то это изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство.

В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои законы.

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали.

2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными.

3. Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый. Выучить

 

Д/З Нарисовать сетку Альберти на листе А4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: