Разметка на ткани и выкраивание


Рис. 3.52Разметка платья на отрезе сукна с белой кромкой. Обратите внимание, что детали расположены с учетом наиболее оптимального расхода ткани. Например, боковые клинья расположены под углом по отношению друг к другу.

 


Разметку деталей на торговом сукне с белой кромкой следует выполнять на большой плоской поверхности с правильным расположением ворса или «текстурой вверх» и горизонтальным расположением белых кромок. Не следует забывать, что при разметке, кройке и сшивании деталей из сукна необходимо учитывать правильную текстуру ткани, т.е. ее правильное расположение. Если определение внешней структуры вызывает трудности, то при разметке следует бумажные выкройки и английские булавки. В том случае, если на отрезе сукна по периметру не достаточно белой кромки, то все детали необходимо размечать плотно друг к другу с помощью английских булавок или портновского мела, в соответствии с указанными инструкциями.

Суконное платье сиу состоит из шести деталей: по паре на каждые три отдельные детали, т.е. прямоугольная корпусная деталь, прямоугольный рукав и треугольный клин. Все эти детали наглядно можно посмотреть на Рис. 3.52. Обратите внимание, что расстояние между точками А и В представляет собой минимальную длину ткани, которая требуется для завершения проекта. При предварительных расчетах практично выверять количество ткани, которое потребуется приобрести для изготовления платья. Обычно ширины рулонного полотна было вполне достаточно для корпусной части платья, чтобы верхняя часть с неокрашенной кромкой сошлась в области плеч.         

Рукав следует размечать исходя из следующих расчетов: длина руки х 60 см ширины (захватывающей с одной стороны белую кромку). Выкройте одну деталь рукава и используйте ее в качестве шаблона для разметки и выкраивания детали второго рукава с идентичными размерами и белой кромкой вдоль края длиной 60 см, как это показано на Рис. 3.52. Сложите вдвое каждый рукав по линии, обозначенной на Рис. 3.52, и четко отметьте изгиб на белой кромке булавкой или портновским мелом.  

Разметьте деталь корпуса платья, учитывая ширину обхвата бедер или бюста, и прибавьте к этому значению 15 см. Также разметьте длину платья – расстояние от верхней точки плеча и до нижней части голени. С помощью первой выкроенной части корпуса разметьте и выкройте идентичную вторую часть корпуса платья. Разместите эти две части (как показано на Рис. 3.52)  и от верха отмерьте точно 27,5 см. Отметьте эту точку Х на каждой стороне обеих деталей корпуса платья. Всего получится четыре отмеченных точки.

      Рис. 3.54                             Рис. 3.55

 

Разметьте длинные равносторонние боковые клинья с усеченным верхом как это показано на Рис. 3.52. Размеры этих клиньев составляют: 20 см у основания и 10 см вверху с длиной сторон равной расстоянию от плеча до середины голени минус 17,5 см. Основание клина в 20 см следует расположить вдоль белой кромки сукна. Выкройте клин и используйте его в качестве шаблона для разметки и выкраивания второго идентичного клина.

Если используется простое сукно без белой кромки, то ко всем деталям, имеющим на Рис. 3.52 белую непрокрашенную кромку, можно пришить широкую бейку, ленту или тесьму. Аккуратно пришейте ее с одной стороны, затем перегните и надежно пришейте ее с другой стороны. Перед пришиванием ленты для оторочки предусмотрительно будет сначала ее прогладить утюгом, продольно сложив ее вдвое. Оторочка контрастирующего к платью цвета дает аналогичный зрительный эффект, что и непрокрашенная белая кромка. Она также придает платью эффектный цветовой контраст, защищает ее осыпания и надрывов при растяжении. При желании можно также нашить вдоль бейки или в расстоянии 2,5 см от нижней ленты второй (и даже третий) ряд атласных лент контрастного цвета. На платье особенно гармонично смотрятся ленты красного, зеленого или золотистого цветов и, к тому же, они чаще всего встречаются на сохранившихся экземплярах платьев старого образца.

Для того чтобы защитить ткань от осыпания и порывов при носке рекомендуется обметать срезанные швы строчкой «зигзаг» на краеобметочной машине. Также, в качестве дополнительной защиты, край можно подвернуть на полсантиметра и прошить прямым сметочным стежком.

 




СБОРКА

Разложите детали корпуса платья и клинья, как показано на Рис. 3.53, и сшейте их вместе по бокам с изнаночной стороны, оставив непрошитыми участки по 27,5 см для рукавов. Шить всегда следует от нижней точки втачивания рукава и по направлению к подолу. Верхний край обоих клиньев необходимо пришивать к самому низу точки втачивания рукавов. В результате, основание каждого клина на законченном платье будет выступать книзу на 10 см от подола. Подобные выступы клиньев являются повторением ранней формы платья, которое изготавливалось из шкур (а именно, контур части шкуры снятой с ног животного). Пока еще не стоит спешить выворачивать платье на лицевую сторону.

Для ворота по верхнему краю деталей корпуса платья вырежьте небольшое округлое или слегка овальное отверстие, как показано на Рис. 3.54. Это отверстие должно быть достаточно большим для ворота с прибавкой в 2,5 см для дополнительного удобства. Также передняя часть должна быть немного ниже задней. Верхний край корпусных деталей нужно  

 

         

Рис. 3.56 Типичное расположение элементов украшений из зубов вапити или раковин каури на кокетке платья. Слева: Шайены - арапахо; Справа: Сиу – северные арапахо.

прошить за исключением участка предназначенного под ворот. Выверните платье на лицевую сторону и у вас получится практически завершенное платье за исключением рукавов. Две клиновидные панели должны выступать за общую линию подола с каждой стороны платья. Все четыре секции платья будут иметь декоративную отделку в форме непрокрашенной белой кромки или пришитой бейки (атласной ленты).

По центру от ворота в задней части сделайте прорезь длиной 10 см, как показано на Рис. 3.56. Затем убедитесь в удобстве прохождения головы через горловину платья. Для оторочки также следует использовать сложенную вдвое атласную бейку, аккуратно прошивая ее по окружности ворота (начиная и заканчивая у основания выполненной прорези). Мелкими и равномерными стежками прихватывайте бейку по обе стороны кромки горловины. В самом низу

Рис. 3.57 Элис Одинокая Медведица, индианка из племени сиу, одета в превосходное платье из страудского сукна, украшенного зубами вапити и атласными лентами. Среди ее аксессуаров кольца и браслеты (сделанные из латуни или нейзильбера), ремень с ниспадающей лентой, украшенные бляхами из нейзильбера нагрудное украшение из костяных трубок. Она расположилась на одеяле навахо, очевидно по просьбе фотографа. Опубликовано с разрешения Денверской публичной библиотеки. Фото Ф.А. Райнхарт. Библиотечный номер X-31516. 

прорези для закрепления следует сделать несколько дополнительных стежков, завязать надежный узел и отрезать лишние остатки нитки и бейки. Данная прорезь с задней части горловины служит не только для облегчения надевания платья, но также является характерным обозначением задней стороны платья. Концы оторочки рекомендуется оставить достаточно длинными для завязок или же в верхних углах можно пришить кожаные ремешки к каждой стороне от прорези.

Следующим шагом необходимо поэтапно втачивать рукава, начиная с расположения на платье вывернутых на изнаночную сторону рукавов, как показано на Рис. 3.55. По ширине рукав будет выходить примерно на 2,5 см книзу за точку соединения в области подмышечной впадины спереди и сзади. Закрепите рукав булавками к корпусу платья и аккуратно пришейте его, накладывая стежки по пройме с переда назад. Выверните рукав на лицевую сторону. Повторите все те же действия со вторым рукавом. В целом, ваше платье готово. Примечание: Нижняя часть рукава частично или полностью остается открытой (не прошивается).

ДЕКОРИРОВАНИЕ ПЛАТЬЯ

Суконное платье, изготовленное в стиле сиу, можно украшать пришиванием раковин каури или зубов оленя вапити. Эти традиционные виды украшения пришивались к кокетке концентрическими кругами (характерная черта платьев сиу) или прямыми рядами (что было более свойственно шайенам и арапахо). См. Рис. 3.56. Непосредственно перед пришиванием декоративных элементов можно поэкспериментировать и посмотреть возможные варианты, разложив их на платье. Для достижения оптимального эффекта расстояние между рядами должно быть минимум 3,7 см для раковин каури или 5 см для зубов оленя вапити. В рядах декоративные элементы должны быть распределены максимально равномерно без чрезмерного нагромождения. В том случае, если раковины или зубы пришиваются прямыми рядами, то всех их следует пришивать расположенными вертикально. При использовании способа пришивания декоративных элементов концентрическими кругами горловина платья должна служить центром и началом, от которой эти круги должны исходить.

Независимо от того, пришиваются раковины (зубы) поодиночке или по ряду, каждый элемент необходимо закреплять на ткани в трех точках используя кожаные шнурки, толстую хлопчатобумажную нитку или искусственные сухожилия (См. Рис. 3.58). Метод крепления в три точки применяется издавна, как надежное средство фиксирования раковин или зубов в неподвижном состоянии. Тем не менее, крепление всех узлов необходимо перепроверить. Шнурок, используемый для крепления, необходимо постоянно держать натянутым и допускать образования сборок на ткани. На исторических образцах можно нередко увидеть один или два дополнительных ряда раковин или зубов пришитых к кромке рукавов в области запястья и по краю подола платья спереди и сзади. Женщинам сиу также нравилось добавлять горизонтальные ряды из латунных пайеток к краям рукавов и нижней части подола и, иногда, по плечевой части от горловины до области запястья. Необходимо помнить, что украшения, используемые на платье, должны отражать исторические вкусовые предпочтения того племени в стиле которого оно изготовлено, включая собственные.

 

    Рис. 3.58 Метод пришивания зубов оленя вапити, раковин каури и денталия на кокетки платьев изготовленных из сукна или оленьей кожи.

 

19th Century Plains Indian Dresses by Susan Jennys, Chapter 3 Central Plains, Sioux Style: Trade Cloth Dress, pp. 52-57 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: