Дневник для наблюдений

С62

Условные знаки:

— личностные качества;

— метапред метные результаты.

Соник, Н. и.                             ’

С62 Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учеб­нику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класса» / П, И. Сойин. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — Ц2 с.

ISBN 978-5-358 13399-0

Предлагаемая тетрадь — часть учебного комплекса к учебнику Н. и. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Специальными знаками отмечены падячи я. направленные на формирование метапред метлы к умений (планировать деятель­ность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать г. др.) и лич­ностных качеств учеников.

Материал в тетради расположен в той же последовательности, что и в учебнике. В конце Каждого раздела помещена рубрика «Тренировочные заданна*, вопросы которой составлены по форме и с учетом требований ЕГЭ. Работа с тетрадью поможет учащимся лучше освоить содержание курса.

Учебник соответствует Федеральному образовательному стандарту основного общего образования. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение, методическое пособие и рабочая программа. Бесплатный доступ к электронному при­ложению и рабочей программе можно получить на сайте www.drofa.ru,

УДК 373.167,1:57

____________________________________________________________________ ББК 28.0я72

Учебное издание

Сонин Николай Иванович

БИОЛОГИЯ. Живой организм. 6 класс

Рабочая тетрадь к учебнику II- И, Сонина
«Биология. Живой организм. 6 класс»

Зав. редакцией И. Б. Моргунова. Ответственный редактор Л. Ю. Таценко
Художественный редактор Af. Г. Мицкевич. Художники 11. А. Жиличкин,

А. Н. Садельен, Е. А. Адамов. Технический редактор И. В. Грибкова
Компьютерная верстка Е. Ю. Пучкова. Корректор С.М. Задворыче^а.

Сертификат соответствия 12+

М РОСС RU.AE51.H 16508. i**"

Подписано к печати 29.05.14- Формат ТО х 100 1/ .

Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная*. Печать офсетная.
Ус л. печ. л, 9,1- Тираж 30 000 йкз. Заняв № 3619.

ООО «ДРОФА*. 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, Стр. 2.

Предложения и замечания по содержаний) И оформлению книги
просим Направлять в редакции) общего образования издательства «Дрофа г. -
127254, Москва, а/я 19. Тел.: (495) 795-05-41, E-mail: ehief@drofa.ru

По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр- 2. Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (4§5) 795-05-52.

Сайт ООО «ДРОФА»: www.drofa.ru

Электронная почта: sales@drofa.ru

:ТЬл.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный)

-               ч

.                Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография»

Филиал «Чеховский Печатный Двор*                ч

142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт; www.chpd.ru, E-mail: sales@chpd.ru, т/ф. 5(456)736-54-10

ISBN 978-5-358-13399-0


Содержание

Часть И. С тр оение живых о рганизмов

1. Чем живое отличается от неживого................................................ 5

2. Химический состав клетки............................................................. 9

3. Строение растительной и животной клеток.............................. 11

4. Деление клетки............................................................................... 19

5. Ткани растений и животных.<+....................................................... 22

6. Органы цветковых растений.......................................................... 23

7. Органы и системы органов животных»........................................ 38

8. Организм как единое целое........................................................... 41

Тренировочные задания......................................................................... 42

Часть 2. Жизнедеятельность организмов

9. Питание и пищеварение.................................................................. 44

10. Дыхание........................................................................................ 47

11. Транспорт веществ в организме................................................... 49

12. Выделение........................................................................................ 55

13. Обмен веществ и энергии............................................................. 57

14. Скелет — опора организма............................................................ 60

15. Движение.......................................................................................... 62

16. Координация и регуляция.............................................................. 65

17. Бесполое размножение................................................................... 69

18. Половое размножение животных...............................................    73

19. Половое размножение растений.................................................... 75

20. Рост и развитие растений............................................................. 79

21. Рост и развитие животных............................................................. 80

Тренировочные задания...*...................................................................... 83

Часть 3. Организм и среда

22. Среда обитания. Экологические факторы................................... 89

23. Природные сообщества................................................................. 92

Тренировочные задания.................................................................. 95

Внеурочные лабораторные работы....................................................... 97

Справочные материалы......................................................................... 102


Строение живых | организмов

1. Чем живое отличается от неживого

1. Напишите, чем живые организмы отличаются от объектов не­живой природы.

2. Заполните схему примерами.










ПРИРОДА

Неживая

0 3. Что общего в строении всех живых организмов?


4. Заполните схему-

 

 
ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
     
 

 
Представители


5. Рассмотрите рисунки. Подпишите признаки живого, обозна­ченные цифрами.

 

1. _______________________________

2.                                            __________________________________

3.                             _________________________________________

4. _____________________________________________..

5.                                   ______________________________________

6. Охарактеризуйте признаки живого, представленные на ри­сунках в задании 5.

7. Дайте определение.

Обмен веществ — это__ ______________________________________

8- Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая

природа взаимосвязаны.


0 9. Подумайте и объясните, почему о принадлежности объекта к живой или неживой природе нельзя судить только по одному признаку. Приведите примеры.

2. Химический состав клетки

10. Заполните схему.

ВЕЩЕСТВА
КЛЕТКИ

     


 

 


Примеры


11. Каких химических элементов больше всего в живом орга­низме?

012. Что указывает на единство живой и неживой природы?

13. Заполните таблицу «Органические вещества клетки».

Вещество Функции
   
   
   
   

14. Какую роль играет вода в клетке?

15. Дополните предложения.

Нуклеиновые кислоты ответственны за

и наследственных признаков от

родителей. Они входят в состав ________________________________, расположенных в         

3. Строение растительной и животной клеток

16. Дайте определения.

Клетка — это_________________________________________________

Органоид — это_______________________________________________

17. Вставьте пропущенные буквы.

Минеральные соли, угл..воды, ж..ры, н..кл..иновые к..слоты, хр..м..сомы, 6..ЛКИ, г..могл..бин.

18. Верно ли утверждение «Ядро — обязательный компонент всех клеток организмов»? Свой ответ обоснуйте.

19. Заполните таблицу «Строение клетки».

Название органоида Функции
   
   
   
   
   
   
   
   

 

  Окончание табл.
Название органоида Функции
   
   
   

 

 

20. Рассмотрите рисунок. Подпишите органоиды клетки, обо­значенные цифрами.

 

1. _

2.                        _  __________________________________________

3.                                                              .                      ___________

4. _________________________________ _  __ _____________

5.                                                                            _  ___________ _

6__________________________________________ _       ______ _

7. __________________________ _             __ ______ ___________

8.             ..                                         .. __________________

2 21. Сравните строение растительной и животной клеток. Запол­ните таблицу.

Растительная клетка Животная клетка

22. Выполните задание.

1) Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы:

а) ядро;

б) ядрышко;

в) хлоропласты;

г) рибосомы;

д) митохондрии;

е) вакуоли,

2) Подчеркните красной линией структуры, которые находятся в ядре:

а) пластиды;

б) ядрышко;

в) лизосомы.

23. Нарисуйте в контуре животной клетки соответствующие ей органоиды.

 

24. Дополните предложения.

Внутренней средой клетки является _____

В ней располагаются и многочисленные органоиды. Она органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является                  в которой идут различные

Оболочка служит. ________ _________________  

клетки, придаёт ей определённую. ______________ и

выполняет и функции, участвует

в транспорте веществ в клетку.

Важнейшая часть клетки —. В нём хранится, _____________________

о данной клетке и об организме б целом.

25. Нарисуйте схему «Клетка — город», сравнив органоиды с городскими структурами или предприятиями.

— Лабораторная работа

«Строение растительной клетки»

1. Положите лист элодеи в каплю воды на предметном стекле.

2. Расправьте лист препаровальными иглами и накройте по­кровным стеклом.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, оку­ляр Х15).

4. Зарисуйте группу клеток.

5. Зарисуйте одну клетку листа элодеи. Подпишите её части.

г-—— Лабораторная работа------------------------------------------

«Строение животной клетки»

1. Рассмотрите постоянный препарат животной ткани при уве­личении в 300 раз.

2. Зарисуйте группу клеток животной ткани.

3. Зарисуйте одну клетку. Подпишите её части.

4. Сравните эту клетку с клеткой листа элодеи. В чём их сходство и различие?

4. Деление клетки

26. Дайте определение.

Деление — это___________________________________________

27. Рассмотрите рисунки фаз митоза. Определите, в какой по­следовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки.

                   
 
 

28. Напишите, в чём заключается сущность митоза. Каково его биологическое значение?

29. Напишите, в чём заключается сущность мейоза.


30. Рассмотрите рисунок. Пронумеруйте фазы мейоза в соответ­ствии с их правильной последовательностью.


 

 


5. Ткани растений и животных

31. Дайте определение.

Ткань — это__________________________________________________

32. Какова роль межклеточного вещества в тканях? В каких тка­нях животных оно особенно развито?

0 33. Рассмотрите рисунки. Назовите типы тканей, обозначенные цифрами и дайте им характеристику.

1.ткань:

 

2. ткань:

3, тканы

4 ткань:

34. Дополните предложения.

Мышцы состоят из.

Различают. ____________ _ и мышечные ткани.

Их основные свойства и.

____________________  мышца состоит из ________________________  клеток, имеющих исчерченность. Именно с их сокращениями связаны движения.

6. Органыцветковых растений

35. Дайте определение.

Орган — это__________________________________________________

36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветко­вого растения, обозначенных цифрами.

 

 

37. Заполните таблицу «Органы цветкового растения».

Название органа Функции
   
   
   
   
   

38. Выполните задания.

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем назы­

вают _______________________________________________________

2) Нарисуйте схему этой системы.

3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим

главным корнем называют_____________________________________

4) Нарисуйте схему этой системы.

39. Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система —. -___________________________

б) мочковатая корневая система —

40. Рассмотрите рисунок. Подпи­шите виды корней, обозначен­ные цифрами.

1. ______________________________

2.  

3.                       __________

41.Заполните таблицу «Особен­ности строения корня растения».

Зоны корня Особенности строения Значение для растения
     
     
     
     
     

 

42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображённые на рисунке. Заполните таблицу.

 

 

Видоизменённый корень Функции Растения
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

 

43. Рассмотрите рисунок. Подпишите час­ти побега, обозначенные цифрами.

1. ____________________________

2___________________

3. ______________________________

4.                                  _________________

44.

 

Рассмотрите рисунок. Подпишите час­ти стебля, обозначенные цифрами.

1.___________________________________________________________

2. _________________________________________________________

3.                                                                                                                    

4.                                                                                                               

5.                                                                                                               

45. Заполните таблицу «Строение стебля».

Часть стебля Тип ткани Функции
     
     
     
     
     

 

46. Дайте определение.

Почка — это.

47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части.


     
 

48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изо­бражён на рисунке?

Подпишите части листа, обозначенные цифрами.

1._______________________________________

Е 49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены прос­тые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки.

Простые листья:_______________________________________________

Сложные листья:______________________________________________

50. Дополните предложения,

В листе происходят сложные процессы, образования______________

и.

У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: кактуса —, усики гороха —______________________________.______.

51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части.

52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначен­ные цифрами.

3. ______________________________________

4..___________________________________________________________

5. _________________________________________________________

6. _________________________________________________________

7. _________________________________________________________

8. _________________________________________________________

9. _________________________________________________________

53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с за­вязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки — зелёным, венчи­ки — жёлтым и т. д.).

 

54.Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков.

55. Дайте определение.

Соцветие — это________

0 56. В чём заключается биологическое значение соцветий?

57. Заполните таблицу «Типы соцветий».

Соцветие Схема Растения
     
     
     
     
     

58. Заполните схему «Классификация плодов».

 

 
ПЛОДЫ

     
 


 

 

I

Примеры

59.Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами.

     



































1 ___

2______________________________________________________________ _

3. _______________________ _

4 __________________________________________________________

5 __________________________________________________________

60.Напишите, какие растения относят к однодольным, а ка­кие — к двудольным.

Однодольные:________________________________________ -

Двудольные:_____________________________________________

61. Заполните схему «Органы покрытосеменных растений».

 

Г

.'.  Лабораторная работа ■ ■■■-                 ■■■■—■ 

«Строение семян»

1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.

2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожу­ру. Каково её значение для семени?

3. Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпи­шите его основные части.

4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.


5, Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.

6. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зер­новка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть с помощью лупы, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы», подпишите его основные части.

7. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Най­дите черты сходства и различия. Заполните таблицу.

Признаки Фасоль Пшеница
     

 

7. Органыи системы органов животных

62. Дайте определение.

Система органов — это________________________________________

63. Заполните таблицу «Системы органов животных».

Название системы органов Значение
   
   
   
   
   
   
   

 

64. Подпишите части пищеварительной системы дождевого чер­вя, обозначенные цифрами.

 

66. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия органов, обо­значенных цифрами. Какие животные дышат с помощью этих органов?

 

1. _________________________________________________________

животные:._____________________________________________________

2.                                             .________ й__________________._____

животные:____________________________________________________

3____________________________________________________________

животные:____________________________________________________

67. Каково значение выделения? Какие органы у животных осу­ществляют эту функцию?

68. Что такое гормоны и где они образуются?

69. Каково значение нервной системы? Напишите названия типов нервных систем, изображённых на рисунке.

 

70. К какой системе органов относятся яичники и семенники? Какие функции они выполняют?

8. Организм какединое целое

71. Перечислите уровни организма, начиная с нервной клетки.

3 72. Рассмотрите рисунок. Назовите причины угнетения роста и гибели растений. Выразите своё отношение к фактам, изо­бражённым на рисунках. Приведите примеры из окружаю­щей вас среды, доказывающие, что всё части растения взаи­мосвязаны.

Тренировочные задания

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных,

А1. Ядра не имеют клетки

1) растений                                   3) грибов

2) животных                                   4) бактерий

А2. Клеточное строение имеют

1) все природные тела                 3) только растения

2) только животные                      4) все живые организмы

АЗ. Нуклеиновые кислоты участвуют в

1) переносе кислорода

2) защите организма от инфекций

3) движении

4) хранении и передаче наследственной информации

А4. Синтез белков происходит в

1) рибосомах                                3) митохондриях

2) лизосомах                                4) хромосомах

А5. Цитоплазма клетки

1) осуществляет связь между частями клетки

2) способствует соединению клеток между собой

3) выполняет защитную функцию

4) обеспечивает поступление веществ в клетку

А6. В результате митоза образуется

1) 1 клетка                                    3) 3 клетки

2) 2 клетки                                    4) 4 клетки

А7. В результате мейоза образуются

1) четыре клетки с одинарным набором хромосом

2) две клетки с тройным набором хромосом

3) две клетки с двойным набором хромосом

4) четыре клетки с двойным набором хромосом

А8. Ткань, которая обеспечивает передвижение по растению воды, минеральных и органических веществ, называют

1) механической                          3) образовательной

2) покровной                                4) проводящей

Задания уровня В

Установите соответствие между содержанием первого и второ­го столбцов.

въ Установите соответствие между организмами и типами их тканей.

ТИПЫ ТКАНЕЙ                  ОРГАНИЗМЫ

A) эпителиальная           1) животные

Б) мышечная                      2) растения

B) механическая

Г)нервная

Д) проводящая

Е) соединительная

А Б В Г Д Е
           

 

В2. Установите соответствие между организмами и органа­ми их дыхания.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ОРГАНИЗМЫ

A) жабры                         1) животные

Б) чечевички                      2) растения

B) лёгкие

Г)трахеи

Д) устьица

А Б В Г д
         

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

 

вз. Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с самого низшего.

A) ткань                            Г)орган

B) клетка                          Д) организм

В) система органов

         

Жизнедеятельность организмов

9. Питание и пищеварение

73. Дайте определения.

Питание — это____________________________________________ _

Фотосинтез — это_____________________________________________

Пищеварение — это___________________________________________

74. Дополните предложение.

При.______________  .                   _ растения с помощью корня

поглощают ивещества,

которые по тканям поступают в листья,

Щ 75. Пользуясь рисунком, опишите, как происходит процесс фо­тосинтеза.

 

 


76. Как питаются растения?

77. Заполните схему «Типы питания животных».

 

78. Дайте определение.

Ферменты — это ______________________________________________

79. Каково значение пищеварительной системы?

ЕЗ 80. Рассмотрите рисунки. Закрасьте зелёным карандашом и подпишите отделы пищеварительной системы рыбы, лягушки и собаки.


81. Заполните таблицу «Приспособления для питания живот­ных».

Приспособления Примеры
   
   
   
   
   

 

Ю.Дыхание

82. Дайте определение.

Дыхание — это_______________________________________________

83. Каково значение органов дыхания?

84. Дополните предложение.

Кислород участвует в химических процессах

сложных веществ, в результате которых выделяется, необходимая для поддержания

85. Заполните таблицу «Органы Название животного дыхания животных». Орган дыхания
Амёба  
Гидра  
Акула  
Таракан  
Дельфин  
Ворона  
Слон  

86. Как дышат растения?


 

87. Закрасьте синим карандашом и подпишите органы дыхания животных, изображённых на рисунках.

88. Как осуществляется жаберное дыхание?

 

11. Транспорт веществ в организме

М 89. Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточ­ных организмов?

90. Нарисуйте растение и подпишите его органы. Напишите на­звания веществ, стрелками покажите, в каких направлениях они передвигаются по растению.

91. Напишите, какие вещества передвигаются:

а) по сосудам древесины--------------------------------------------------------------

б) по ситовидным трубкам луба_________________________________

92, Что такое кровь? Каковы её функции в организме?

0 93. Сравните замкнутую и незамкнутую кровеносные системы.

Чем они отличаются?_______________________________________

94. Рассмотрите рисунки. Подпишите отделы кровеносной сис­темы. Напишите, к каким типам относятся изображенные кровеносные системы?


 

 

95, Дополните предложения.

Красные клетки крови содержат пигмент

Соединяясь с, он разносит его по всему организму. Белые кровяные клетки

попавшие в организм _______ _____________, микроорга­

низмы.

96. Дайте определения.

Артерия — это________________________________________________

Вена — это___________________________________________________

Капилляр — это. ______________________________________________

0 97. Рассмотрите рисунки. Подпишите части сердца, обозначен­ные цифрами. Выберите из списка животных, которым при­надлежат изображённые сердца, и впишите их в соответст­вующие строки.

 

Животные: кошка, голубь, карп, медведь, осётр, ворона, белуга, синий кит.

1.             .

2. __________________________ _ _____________________ _

I.                     ___________________________











II.

I ■ Лабораторная работа                  ................... —

«Передвижение воды

и минеральных веществ по стеблю»

1. Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы, предварительно простоявшего 18—20 часов в растворе чернил.

2. С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.

3. Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы.

4. С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.

12. Выделение

98. Напишите, в чём заключается значение процессов выделе­ния у живых организмов.

99, Перечислите продукты выделения организма.

100. Заполните таблицу «Органы выделения животных».

Представители животного мира Органы и системы выделения
Амёба  
Планария  
Тигр  
Божья коровка  

 

101. Рассмотрите рисунки. Какие животные изображены на ри­сунках и обозначены цифрами? Какие органы выделения они имеют? Дайте краткую характеристику этих органов.

 

Орган выделения:_____________________________________________

Орган выделения:_____________________________________________

3.

Орган выделения:_____________________________________________

102. Объясните причину листопада. Опишите этот процесс.

103. Какие цвета имеют опавшие листья? Чем это объясняется?

13. Обмен веществ и энергии

104. Дайте определение.

Обмен веществ — это_________________________________________

105. Каково значение обмена веществ для живого организма?

106. Какие процессы происходят в хлоропластах и митохондри­ях клетки?

107. Заполните схему «Обмен веществ у животных».

         
   

 

108. Заполните схему «Обмен веществ у растений».

 

109, Дайте определения.

Теплокровные животные — это_________________________________

Холоднокровные животные — это

110. Приведите примеры животных, которые относятся к этим группам.

Теплокровные:________________________________________________

Холоднокровные:

14. Скелет — опора организма

111. Напишите, каково значение скелета. Какие бывают типы скелетов?

112. Заполните таблицу «Опорные системы животных».

Представители животного мира

Вид опорной системы

Наружный скелет Внутренний скелет
     
     
     
     
     
     

113. Дополните предложения.

К скелету крепятся. При их сокращении части скелета приводятся в.

У позвоночных________________________________________________

состоит из трёх отделов —,

114. Рассмотрите рисунки. Какие типы скелета имеет каждое из изображённых животных? Впишите числа в соответствующие строки.

 

Наружный скелет:_____________________________________________

Внутренний скелет:____________________________________________

115. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы скелета лягушки, обозначенные цифрами.

1

15. Движение

0116. Чем движения растений отличаются от движений животных? С чем это связано? Приведите примеры движения растений. Придумайте и проведите опыт, демонстрирующий движение растений.

117. Опишите способы передвижения одноклеточных организ­мов.

118. Рассмотрите рисунки. Какие способы движения имеют изо­бражённые животные?

 

1.____________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3 __________________________________________________________

4 _____________________________. ___________________________

5. _____________________________________________

6.                                                                                                                    

7.                                 ________________________________

0 119. Рассмотрите рисунки в задании 118. Объясните взаимо­связь между строением конечностей животных и способом их передвижения.

120. Заполните таблицу «Движение животных».

Название животного Приспособленность к передвижению Среда обитания
Эвглена зелёная    
Инфузория    
Щука    
Виноградная улитка    
Ворона    
Собака    

0 121. Известно, что многие растения открывают и закрывают свои цветы в одно и то же время. Используя дополнитель­ную литературу и ресурсы Интернета, разработайте проект «Цветочные часы».

16. Координация и регуляция

122. Дайте определение.

Раздражимость — это_________________________________________

3 123. Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы органов животного организма?

3 124. Дайте определения и приведите собственные примеры из повседневной жизни.

Рефлекс — это_______________________________________________

Примеры;____________________________________________________

Инстинкт — это_______________________________________________

Примеры:____________________________________________________


125. Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем жи-
вотных, изображённых на рисунках, и подпишите их части.


 

 


127. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы нервной системы позвоночного животного (лягушки).

 

М 128. Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами, земновод­ными и пресмыкающимися.

129. Рассмотрите рисунок. Подпишите части головного мозга млекопитающего, обозначенные цифрами.

3

130. Чем эндокринная регуляция отличается от нервной?

Е 131. Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у расте­ний и животных. В чём их сходство и различия?

132. Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность рас­тений?

17. Бесполое размножение

133. Дайте определения.

Размножение — это___________________________________________

Бесполое размножение -— это________ „_________________________

Е 134. Заполните таблицу «Бесполое размножение».

Форма бесполого размножения Схема процесса Представители
     
     
     

 

23 135. Напишите, что такое спора. Чем она отличается от семени? Какие растения размножаются спорами?

Щ 136. Какое размножение изображено на рисунках? Какие части растения принимают участие в таком размножении? Прихо­дилось ли вам самостоятельно размножать комнатные и са­довые растения? Расскажите об этом (устно).

—— Лабораторная работа----------

«Вегетативное размножение комнатных растений»

7. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размно­жить (например, узумбарскую фиалку).

2. Осторожно срежьте лист с черешком.

3. Поместите его в стакан с водой (отстоянная, комнатной тем­пературы), так чтобы только черешок был в воде.

4. Поставьте стакан с листом в тёплое и освещённое место.

5. Меняйте воду каждые 3—4 дня.

6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.

7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в тёплое место с рассеянным светом.

8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и пер­вых листьев.

9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом расте­ния. Наблюдения записывайте в свой дневник.














Дневник для наблюдений

Этапы Рисунок

Дата

Начало опыта   «__»_ _____ 20_ г.
Появление корня   «__ >>_ _____ 20_ г.
Образование корневой системы (4—5 корней длиной до 1 см)   «__»_ _____ 20_ г.

 

Окончание табл.

Этапы Рисунок

Дата

Высадка в почву   «__»_ _____ 20— г.
Появление первого нового листа   «__»_ _____ 20_ г.
Прирост побега соста­вил 1 см   «__»_ _____ 20_ г.

 

 

10. Используя дополнительную литературу, найдите сведения о растении и заполните таблицу.

Критерии Данные
Название растения  
Страна происхождения  
Температура содержания  
Полив  
Освещённость  
Способы размножения  

18. Половое размножение животных

137. Дайте определения.

Гамета — это_________________________________________________

Зигота — это_________________________________________________

Семенник — это______________________________________________

Яичник — это_________________________________________________

з 138. Напишите, чем половое размножение отличается от беспо­лого. В чём его преимущество перед бесполым?


139. Напишите названия клеток, обозначенных цифрами. Ка­кой у них набор хромосом? Какую функцию они выполняют?

 

1____________________________________________________________

Набор хромосом:______________________________________________

Функции:                   ..    ____________________________________

2____________________________________________________________________

Набор хромосом:______________________________________________

Функции:                  ,     ________.___________________________

140. Какие организмы называют обоеполыми, а какие — раз­дельнополыми? Приведите примеры таких организмов.

141. Дайте определения.

Партеногенез — это___________________________________________

Оплодотворение — это

142. Какие типы оплодотворения существуют в природе? Приве­дите примеры животных с разными типами оплодотворения.

19. Половое размножение растений

143. Какие способы размножения хламидомонады изображены на рисунках? Напишите их названия.


144. Рассмотрите рисунок. Опишите размножение кукушкина льна.


145. Почему для размножения мхов и папоротников обязатель­но нужна вода?

146. Рассмотрите рисунок. Подпишите части пестика, обозна­ченные цифрами.

 

1. ________________________________________________________

2. _________________________________________________________

3. _________________________________________________________

4.                                                                                                                    

5. _________________________________________________________

6.                                                                                                                    

147. Опишите процесс двойного оплодотворения у цветковых растений.

148. Дайте определение.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: