С62
Условные знаки:
— личностные качества;
— метапред метные результаты.
Соник, Н. и. ’
С62 Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класса» / П, И. Сойин. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — Ц2 с.
ISBN 978-5-358 13399-0
Предлагаемая тетрадь — часть учебного комплекса к учебнику Н. и. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Специальными знаками отмечены падячи я. направленные на формирование метапред метлы к умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать г. др.) и личностных качеств учеников.
Материал в тетради расположен в той же последовательности, что и в учебнике. В конце Каждого раздела помещена рубрика «Тренировочные заданна*, вопросы которой составлены по форме и с учетом требований ЕГЭ. Работа с тетрадью поможет учащимся лучше освоить содержание курса.
Учебник соответствует Федеральному образовательному стандарту основного общего образования. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение, методическое пособие и рабочая программа. Бесплатный доступ к электронному приложению и рабочей программе можно получить на сайте www.drofa.ru,
УДК 373.167,1:57
____________________________________________________________________ ББК 28.0я72
Учебное издание
Сонин Николай Иванович
БИОЛОГИЯ. Живой организм. 6 класс
Рабочая тетрадь к учебнику II- И, Сонина
«Биология. Живой организм. 6 класс»
Зав. редакцией И. Б. Моргунова. Ответственный редактор Л. Ю. Таценко
Художественный редактор Af. Г. Мицкевич. Художники 11. А. Жиличкин,
А. Н. Садельен, Е. А. Адамов. Технический редактор И. В. Грибкова
Компьютерная верстка Е. Ю. Пучкова. Корректор С.М. Задворыче^а.
Сертификат соответствия 12+
М РОСС RU.AE51.H 16508. i**"
Подписано к печати 29.05.14- Формат ТО х 100 1/ 1а.
Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная*. Печать офсетная.
Ус л. печ. л, 9,1- Тираж 30 000 йкз. Заняв № 3619.
ООО «ДРОФА*. 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, Стр. 2.
Предложения и замечания по содержаний) И оформлению книги
просим Направлять в редакции) общего образования издательства «Дрофа г. -
127254, Москва, а/я 19. Тел.: (495) 795-05-41, E-mail: ehief@drofa.ru
По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр- 2. Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (4§5) 795-05-52.
Сайт ООО «ДРОФА»: www.drofa.ru
Электронная почта: sales@drofa.ru
‘ :ТЬл.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный)
- ч
. Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный Двор* ч
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт; www.chpd.ru, E-mail: sales@chpd.ru, т/ф. 5(456)736-54-10
ISBN 978-5-358-13399-0
Содержание
Часть И. С тр оение живых о рганизмов
1. Чем живое отличается от неживого................................................ 5
2. Химический состав клетки............................................................. 9
3. Строение растительной и животной клеток.............................. 11
4. Деление клетки............................................................................... 19
5. Ткани растений и животных.<+....................................................... 22
6. Органы цветковых растений.......................................................... 23
7. Органы и системы органов животных»........................................ 38
8. Организм как единое целое........................................................... 41
Тренировочные задания......................................................................... 42
Часть 2. Жизнедеятельность организмов
9. Питание и пищеварение.................................................................. 44
10. Дыхание........................................................................................ 47
11. Транспорт веществ в организме................................................... 49
12. Выделение........................................................................................ 55
13. Обмен веществ и энергии............................................................. 57
14. Скелет — опора организма............................................................ 60
15. Движение.......................................................................................... 62
16. Координация и регуляция.............................................................. 65
17. Бесполое размножение................................................................... 69
18. Половое размножение животных............................................... 73
19. Половое размножение растений.................................................... 75
20. Рост и развитие растений............................................................. 79
21. Рост и развитие животных............................................................. 80
Тренировочные задания...*...................................................................... 83
Часть 3. Организм и среда
22. Среда обитания. Экологические факторы................................... 89
23. Природные сообщества................................................................. 92
Тренировочные задания.................................................................. 95
Внеурочные лабораторные работы....................................................... 97
Справочные материалы......................................................................... 102
Строение живых | организмов
1. Чем живое отличается от неживого
1. Напишите, чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы.
2. Заполните схему примерами.
ПРИРОДА
Неживая
0 3. Что общего в строении всех живых организмов?
4. Заполните схему-
|
|
5. Рассмотрите рисунки. Подпишите признаки живого, обозначенные цифрами.
1. _______________________________
2. __________________________________
3. _________________________________________
4. _____________________________________________..
5. ______________________________________
6. Охарактеризуйте признаки живого, представленные на рисунках в задании 5.
7. Дайте определение.
Обмен веществ — это__ ______________________________________
8- Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая
природа взаимосвязаны.
0 9. Подумайте и объясните, почему о принадлежности объекта к живой или неживой природе нельзя судить только по одному признаку. Приведите примеры.
2. Химический состав клетки
10. Заполните схему.
ВЕЩЕСТВА
КЛЕТКИ
Примеры
11. Каких химических элементов больше всего в живом организме?
012. Что указывает на единство живой и неживой природы?
13. Заполните таблицу «Органические вещества клетки».
Вещество | Функции |
14. Какую роль играет вода в клетке?
15. Дополните предложения.
Нуклеиновые кислоты ответственны за
и наследственных признаков от
родителей. Они входят в состав ________________________________, расположенных в
3. Строение растительной и животной клеток
16. Дайте определения.
Клетка — это_________________________________________________
Органоид — это_______________________________________________
17. Вставьте пропущенные буквы.
Минеральные соли, угл..воды, ж..ры, н..кл..иновые к..слоты, хр..м..сомы, 6..ЛКИ, г..могл..бин.
18. Верно ли утверждение «Ядро — обязательный компонент всех клеток организмов»? Свой ответ обоснуйте.
19. Заполните таблицу «Строение клетки».
Название органоида | Функции |
Окончание табл. | |
Название органоида | Функции |
20. Рассмотрите рисунок. Подпишите органоиды клетки, обозначенные цифрами.
1. _
2. _ __________________________________________
3. . ___________
4. _________________________________ _ __ _____________
5. _ ___________ _
6__________________________________________ _ ______ _
7. __________________________ _ __ ______ ___________
8. .. .. __________________
2 21. Сравните строение растительной и животной клеток. Заполните таблицу.
Растительная клетка Животная клетка
22. Выполните задание.
1) Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы:
а) ядро;
б) ядрышко;
в) хлоропласты;
г) рибосомы;
д) митохондрии;
е) вакуоли,
2) Подчеркните красной линией структуры, которые находятся в ядре:
а) пластиды;
б) ядрышко;
в) лизосомы.
23. Нарисуйте в контуре животной клетки соответствующие ей органоиды.
24. Дополните предложения.
Внутренней средой клетки является _____
В ней располагаются и многочисленные органоиды. Она органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является в которой идут различные
Оболочка служит. ________ _________________
клетки, придаёт ей определённую. ______________ и
выполняет и функции, участвует
в транспорте веществ в клетку.
Важнейшая часть клетки —. В нём хранится, _____________________
о данной клетке и об организме б целом.
25. Нарисуйте схему «Клетка — город», сравнив органоиды с городскими структурами или предприятиями.
— Лабораторная работа
«Строение растительной клетки»
1. Положите лист элодеи в каплю воды на предметном стекле.
2. Расправьте лист препаровальными иглами и накройте покровным стеклом.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр Х15).
4. Зарисуйте группу клеток.
5. Зарисуйте одну клетку листа элодеи. Подпишите её части.
г-—— Лабораторная работа------------------------------------------
«Строение животной клетки»
1. Рассмотрите постоянный препарат животной ткани при увеличении в 300 раз.
2. Зарисуйте группу клеток животной ткани.
3. Зарисуйте одну клетку. Подпишите её части.
4. Сравните эту клетку с клеткой листа элодеи. В чём их сходство и различие?
4. Деление клетки
26. Дайте определение.
Деление — это___________________________________________ —
27. Рассмотрите рисунки фаз митоза. Определите, в какой последовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки.
28. Напишите, в чём заключается сущность митоза. Каково его биологическое значение?
29. Напишите, в чём заключается сущность мейоза.
30. Рассмотрите рисунок. Пронумеруйте фазы мейоза в соответствии с их правильной последовательностью. |
5. Ткани растений и животных
31. Дайте определение.
Ткань — это__________________________________________________
32. Какова роль межклеточного вещества в тканях? В каких тканях животных оно особенно развито?
0 33. Рассмотрите рисунки. Назовите типы тканей, обозначенные цифрами и дайте им характеристику.
1.ткань:
2. ткань:
3, тканы
4 ткань:
34. Дополните предложения.
Мышцы состоят из.
Различают. ____________ _ и мышечные ткани.
Их основные свойства и.
____________________ мышца состоит из ________________________ клеток, имеющих исчерченность. Именно с их сокращениями связаны движения.
6. Органыцветковых растений
35. Дайте определение.
Орган — это__________________________________________________
36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами.
37. Заполните таблицу «Органы цветкового растения».
Название органа | Функции |
38. Выполните задания.
1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем назы
вают _______________________________________________________
2) Нарисуйте схему этой системы.
3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим
главным корнем называют_____________________________________
4) Нарисуйте схему этой системы.
39. Напишите, у каких растений:
а) стержневая корневая система —. -___________________________
б) мочковатая корневая система —
40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами.
1. ______________________________
2.
3. __________
41.Заполните таблицу «Особенности строения корня растения».
Зоны корня | Особенности строения | Значение для растения |
42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображённые на рисунке. Заполните таблицу.
Видоизменённый корень | Функции | Растения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
43. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, обозначенные цифрами.
1. ____________________________
2___________________
3. ______________________________
4. _________________
44.
Рассмотрите рисунок. Подпишите части стебля, обозначенные цифрами.
1.___________________________________________________________
2. _________________________________________________________
3.
4.
5.
45. Заполните таблицу «Строение стебля».
Часть стебля | Тип ткани | Функции |
46. Дайте определение.
Почка — это.
47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части.
48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изображён на рисунке?
Подпишите части листа, обозначенные цифрами.
1._______________________________________
Е 49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки.
Простые листья:_______________________________________________
Сложные листья:______________________________________________
50. Дополните предложения,
В листе происходят сложные процессы, образования______________
и.
У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: кактуса —, усики гороха —______________________________.______.
51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части.
52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами.
3. ______________________________________
4..___________________________________________________________
5. _________________________________________________________
6. _________________________________________________________
7. _________________________________________________________
8. _________________________________________________________
9. _________________________________________________________
53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки — зелёным, венчики — жёлтым и т. д.).
54.Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков.
55. Дайте определение.
Соцветие — это________
0 56. В чём заключается биологическое значение соцветий?
57. Заполните таблицу «Типы соцветий».
Соцветие | Схема | Растения |
58. Заполните схему «Классификация плодов».
|
I
Примеры
59.Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами.
1 ___
2______________________________________________________________ _
3. _______________________ _
4 __________________________________________________________
5 __________________________________________________________
60.Напишите, какие растения относят к однодольным, а какие — к двудольным.
Однодольные:________________________________________ -
Двудольные:_____________________________________________
61. Заполните схему «Органы покрытосеменных растений».
Г |
.'. Лабораторная работа ■ ■■■- ■■■■—■
«Строение семян»
1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.
2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Каково её значение для семени?
3. Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите его основные части.
4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.
5, Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.
6. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть с помощью лупы, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы», подпишите его основные части.
7. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу.
Признаки | Фасоль | Пшеница |
7. Органыи системы органов животных
62. Дайте определение.
Система органов — это________________________________________
63. Заполните таблицу «Системы органов животных».
Название системы органов | Значение |
64. Подпишите части пищеварительной системы дождевого червя, обозначенные цифрами.
66. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия органов, обозначенных цифрами. Какие животные дышат с помощью этих органов?
1. — _________________________________________________________
животные:._____________________________________________________
2. .________ й__________________._____
животные:____________________________________________________
3____________________________________________________________
животные:____________________________________________________
67. Каково значение выделения? Какие органы у животных осуществляют эту функцию?
68. Что такое гормоны и где они образуются?
69. Каково значение нервной системы? Напишите названия типов нервных систем, изображённых на рисунке.
70. К какой системе органов относятся яичники и семенники? Какие функции они выполняют?
8. Организм какединое целое
71. Перечислите уровни организма, начиная с нервной клетки.
3 72. Рассмотрите рисунок. Назовите причины угнетения роста и гибели растений. Выразите своё отношение к фактам, изображённым на рисунках. Приведите примеры из окружающей вас среды, доказывающие, что всё части растения взаимосвязаны.
Тренировочные задания
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных,
А1. Ядра не имеют клетки
1) растений 3) грибов
2) животных 4) бактерий
А2. Клеточное строение имеют
1) все природные тела 3) только растения
2) только животные 4) все живые организмы
АЗ. Нуклеиновые кислоты участвуют в
1) переносе кислорода
2) защите организма от инфекций
3) движении
4) хранении и передаче наследственной информации
А4. Синтез белков происходит в
1) рибосомах 3) митохондриях
2) лизосомах 4) хромосомах
А5. Цитоплазма клетки
1) осуществляет связь между частями клетки
2) способствует соединению клеток между собой
3) выполняет защитную функцию
4) обеспечивает поступление веществ в клетку
А6. В результате митоза образуется
1) 1 клетка 3) 3 клетки
2) 2 клетки 4) 4 клетки
А7. В результате мейоза образуются
1) четыре клетки с одинарным набором хромосом
2) две клетки с тройным набором хромосом
3) две клетки с двойным набором хромосом
4) четыре клетки с двойным набором хромосом
А8. Ткань, которая обеспечивает передвижение по растению воды, минеральных и органических веществ, называют
1) механической 3) образовательной
2) покровной 4) проводящей
Задания уровня В
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
въ Установите соответствие между организмами и типами их тканей.
ТИПЫ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМЫ
A) эпителиальная 1) животные
Б) мышечная 2) растения
B) механическая
Г)нервная
Д) проводящая
Е) соединительная
А | Б | В | Г | Д | Е |
В2. Установите соответствие между организмами и органами их дыхания.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ОРГАНИЗМЫ
A) жабры 1) животные
Б) чечевички 2) растения
B) лёгкие
Г)трахеи
Д) устьица
А | Б | В | Г | д |
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
вз. Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с самого низшего.
A) ткань Г)орган
B) клетка Д) организм
В) система органов
Жизнедеятельность организмов
9. Питание и пищеварение
73. Дайте определения.
Питание — это____________________________________________ _
Фотосинтез — это_____________________________________________
Пищеварение — это___________________________________________
74. Дополните предложение.
При.______________ . _ растения с помощью корня
поглощают ивещества,
которые по тканям поступают в листья,
Щ 75. Пользуясь рисунком, опишите, как происходит процесс фотосинтеза.
76. Как питаются растения?
77. Заполните схему «Типы питания животных».
78. Дайте определение.
Ферменты — это ______________________________________________
79. Каково значение пищеварительной системы?
ЕЗ 80. Рассмотрите рисунки. Закрасьте зелёным карандашом и подпишите отделы пищеварительной системы рыбы, лягушки и собаки.
81. Заполните таблицу «Приспособления для питания животных».
Приспособления | Примеры |
Ю.Дыхание
82. Дайте определение.
Дыхание — это_______________________________________________
83. Каково значение органов дыхания?
84. Дополните предложение.
Кислород участвует в химических процессах
сложных веществ, в результате которых выделяется, необходимая для поддержания
85. Заполните таблицу «Органы Название животного | дыхания животных». Орган дыхания |
Амёба | |
Гидра | |
Акула | |
Таракан | |
Дельфин | |
Ворона | |
Слон |
86. Как дышат растения?
87. Закрасьте синим карандашом и подпишите органы дыхания животных, изображённых на рисунках.
88. Как осуществляется жаберное дыхание?
11. Транспорт веществ в организме
М 89. Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных организмов?
90. Нарисуйте растение и подпишите его органы. Напишите названия веществ, стрелками покажите, в каких направлениях они передвигаются по растению.
91. Напишите, какие вещества передвигаются:
а) по сосудам древесины--------------------------------------------------------------
б) по ситовидным трубкам луба_________________________________
92, Что такое кровь? Каковы её функции в организме?
0 93. Сравните замкнутую и незамкнутую кровеносные системы.
Чем они отличаются?_______________________________________
94. Рассмотрите рисунки. Подпишите отделы кровеносной системы. Напишите, к каким типам относятся изображенные кровеносные системы?
95, Дополните предложения.
Красные клетки крови содержат пигмент
Соединяясь с, он разносит его по всему организму. Белые кровяные клетки
попавшие в организм _______ _____________, микроорга
низмы.
96. Дайте определения.
Артерия — это________________________________________________
Вена — это___________________________________________________
Капилляр — это. ______________________________________________
0 97. Рассмотрите рисунки. Подпишите части сердца, обозначенные цифрами. Выберите из списка животных, которым принадлежат изображённые сердца, и впишите их в соответствующие строки.
Животные: кошка, голубь, карп, медведь, осётр, ворона, белуга, синий кит.
1. .
2. __________________________ _ _____________________ _
I. ___________________________
II.
I ■ Лабораторная работа ................... —
«Передвижение воды
и минеральных веществ по стеблю»
1. Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы, предварительно простоявшего 18—20 часов в растворе чернил.
2. С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
3. Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы.
4. С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.
12. Выделение
98. Напишите, в чём заключается значение процессов выделения у живых организмов.
99, Перечислите продукты выделения организма.
100. Заполните таблицу «Органы выделения животных». | |
Представители животного мира | Органы и системы выделения |
Амёба | |
Планария | |
Тигр | |
Божья коровка |
101. Рассмотрите рисунки. Какие животные изображены на рисунках и обозначены цифрами? Какие органы выделения они имеют? Дайте краткую характеристику этих органов.
Орган выделения:_____________________________________________
Орган выделения:_____________________________________________
3.
Орган выделения:_____________________________________________
102. Объясните причину листопада. Опишите этот процесс.
103. Какие цвета имеют опавшие листья? Чем это объясняется?
13. Обмен веществ и энергии
104. Дайте определение.
Обмен веществ — это_________________________________________
105. Каково значение обмена веществ для живого организма?
106. Какие процессы происходят в хлоропластах и митохондриях клетки?
107. Заполните схему «Обмен веществ у животных».
108. Заполните схему «Обмен веществ у растений».
109, Дайте определения.
Теплокровные животные — это_________________________________
Холоднокровные животные — это
110. Приведите примеры животных, которые относятся к этим группам.
Теплокровные:________________________________________________
Холоднокровные:
14. Скелет — опора организма
111. Напишите, каково значение скелета. Какие бывают типы скелетов?
112. Заполните таблицу «Опорные системы животных».
Представители животного мира | Вид опорной системы | |
Наружный скелет | Внутренний скелет | |
113. Дополните предложения.
К скелету крепятся. При их сокращении части скелета приводятся в.
У позвоночных________________________________________________
состоит из трёх отделов —,
114. Рассмотрите рисунки. Какие типы скелета имеет каждое из изображённых животных? Впишите числа в соответствующие строки.
Наружный скелет:_____________________________________________
Внутренний скелет:____________________________________________
115. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы скелета лягушки, обозначенные цифрами.
1
15. Движение
0116. Чем движения растений отличаются от движений животных? С чем это связано? Приведите примеры движения растений. Придумайте и проведите опыт, демонстрирующий движение растений.
117. Опишите способы передвижения одноклеточных организмов.
118. Рассмотрите рисунки. Какие способы движения имеют изображённые животные?
1.____________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3 __________________________________________________________
4 _____________________________. ___________________________
5. _____________________________________________
6.
7. ________________________________
0 119. Рассмотрите рисунки в задании 118. Объясните взаимосвязь между строением конечностей животных и способом их передвижения.
120. Заполните таблицу «Движение животных».
Название животного | Приспособленность к передвижению | Среда обитания |
Эвглена зелёная | ||
Инфузория | ||
Щука | ||
Виноградная улитка | ||
Ворона | ||
Собака |
0 121. Известно, что многие растения открывают и закрывают свои цветы в одно и то же время. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, разработайте проект «Цветочные часы».
16. Координация и регуляция
122. Дайте определение.
Раздражимость — это_________________________________________
3 123. Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы органов животного организма?
3 124. Дайте определения и приведите собственные примеры из повседневной жизни.
Рефлекс — это_______________________________________________
Примеры;____________________________________________________
Инстинкт — это_______________________________________________
Примеры:____________________________________________________
125. Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем жи- |
127. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы нервной системы позвоночного животного (лягушки).
М 128. Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися.
129. Рассмотрите рисунок. Подпишите части головного мозга млекопитающего, обозначенные цифрами.
3
130. Чем эндокринная регуляция отличается от нервной?
Е 131. Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у растений и животных. В чём их сходство и различия?
132. Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность растений?
17. Бесполое размножение
133. Дайте определения.
Размножение — это___________________________________________
Бесполое размножение -— это________ „_________________________
Е 134. Заполните таблицу «Бесполое размножение».
Форма бесполого размножения | Схема процесса | Представители |
23 135. Напишите, что такое спора. Чем она отличается от семени? Какие растения размножаются спорами?
Щ 136. Какое размножение изображено на рисунках? Какие части растения принимают участие в таком размножении? Приходилось ли вам самостоятельно размножать комнатные и садовые растения? Расскажите об этом (устно).
—— Лабораторная работа----------
«Вегетативное размножение комнатных растений»
7. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить (например, узумбарскую фиалку).
2. Осторожно срежьте лист с черешком.
3. Поместите его в стакан с водой (отстоянная, комнатной температуры), так чтобы только черешок был в воде.
4. Поставьте стакан с листом в тёплое и освещённое место.
5. Меняйте воду каждые 3—4 дня.
6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.
7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в тёплое место с рассеянным светом.
8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.
9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.
Дневник для наблюдений
Этапы | Рисунок | Дата | ||
Начало опыта | «__»_ | _____ 20_ | г. | |
Появление корня | «__ >>_ | _____ 20_ | г. | |
Образование корневой системы (4—5 корней длиной до 1 см) | «__»_ | _____ 20_ | г. |
Окончание табл.
Этапы | Рисунок | Дата | ||
Высадка в почву | «__»_ | _____ 20— | г. | |
Появление первого нового листа | «__»_ | _____ 20_ | г. | |
Прирост побега составил 1 см | «__»_ | _____ 20_ | г. |
10. Используя дополнительную литературу, найдите сведения о растении и заполните таблицу.
Критерии | Данные |
Название растения | |
Страна происхождения | |
Температура содержания | |
Полив | |
Освещённость | |
Способы размножения |
18. Половое размножение животных
137. Дайте определения.
Гамета — это_________________________________________________
Зигота — это_________________________________________________
Семенник — это______________________________________________
Яичник — это_________________________________________________
з 138. Напишите, чем половое размножение отличается от бесполого. В чём его преимущество перед бесполым?
139. Напишите названия клеток, обозначенных цифрами. Какой у них набор хромосом? Какую функцию они выполняют?
1____________________________________________________________
Набор хромосом:______________________________________________
Функции: .. ____________________________________
2____________________________________________________________________
Набор хромосом:______________________________________________
Функции: , ________.___________________________
140. Какие организмы называют обоеполыми, а какие — раздельнополыми? Приведите примеры таких организмов.
141. Дайте определения.
Партеногенез — это___________________________________________
Оплодотворение — это
142. Какие типы оплодотворения существуют в природе? Приведите примеры животных с разными типами оплодотворения.
19. Половое размножение растений
143. Какие способы размножения хламидомонады изображены на рисунках? Напишите их названия.
144. Рассмотрите рисунок. Опишите размножение кукушкина льна.
145. Почему для размножения мхов и папоротников обязательно нужна вода?
146. Рассмотрите рисунок. Подпишите части пестика, обозначенные цифрами.
1. ________________________________________________________
2. _________________________________________________________
3. _________________________________________________________
4.
5. _________________________________________________________
6.
147. Опишите процесс двойного оплодотворения у цветковых растений.
148. Дайте определение.