Представления о происхождении и сущности жизни

 

В соответствии с наиболее общими мировоззренческими позициями – материалистической и идеалистической – выделяют противоположные теории происхождения жизни: витализм и теорию естественного происхождения жизни из неживой природы. С точки зрения витализма, родоначальником которого является Аристотель, жизнь не может возникнуть естественным путем. Специфика живого объясняется наличием особой жизненной силы, управляющей материальными процессами. К материалистическим концепциям относятся абиогенез и автогенез. Автогенез – концепция самопроизвольного зарождения жизни. Абиогенез – концепция эволюции жизни из неорганического вещества.

Идея самопроизвольного зарождения жизни возникла в древности, получила распространение в эпоху Средневековья и Возрождения (пример: лягушки из тины, мыши из тряпок и т.п.). Отказ от нее произошел в XIX веке благодаря экспериментам французского ученого Л.Пастера. Он показал, что появление жизни там, где она не существовала, связан с бактериями. Методика избавления от бактерий получил название пастеризации. В религиозной концепции креационизма, виталистской по сути, жизнь является следствием божественного творчества.

В классической биологии основными подходами были редукционизм и витализм. С точки зрения редукционизма жизненные процессы можно свести к совокупности физических и химических процессов. Биологический редукционизм, получивший распространение в XVIII веке, опирался на идеи механистического материализма. В конце XIX века появляется эмерджентный подход, а в начале XX – холизм и органицизм, согласно которым специфика живого определяется особыми свойствами, возникающими только при появлении сложной физико-химической организации. Они близки по духу к современным концепциям самоорганизации. С появлением кибернетики в 1930-х годах распространилось представление, что специфика живого связана с существованием в биологических системах информационных, знаковых процессов.

В XIX веке возникла идея панспермии – космического происхождения жизни. В 1865 году немецкий врач Г.Рихтер высказал предположение, что жизнь в космосе переносится с одной планеты на другую. В начале ХХ века ее развивали шведский ученый С.Аррениус и русский ученый В.И.Вернадский. Критики панспермии отмечают, что она не объясняет происхождение жизни.

В современной науке принята теория абиогенеза – идея небиологического происхождения жизни под действием естественных причин в результате длительного процесса космической, геологической и химической (предбиологической) эволюции. Теория не исключает возможности существования жизни в космосе и ее космического происхождения на Земле.

В настоящее время наиболее распространены конкурирующие концепции, основанные на дарвинизме, где главным фактором эволюции является естественный отбор, и теории самоорганизации, утверждающие, что дарвинистских факторов для объяснения эволюции недостаточно.

Дать определение жизни сложно. Биология идет по пути перечисления основных свойств существования живых организмов. Существенными свойствами живого являются: обмен веществ, подвижность, раздражимость (избирательный обмен веществ клетки со средой), способность к усложнению (росту), самовоспроизведение (размножение) и приспособляемость к среде. Неорганические системы не обладают всей совокупностью этих свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: