Глава 2. «Революционные» жанры радиовещания

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются:

- потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение;

- функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

- единым типом творчества – публицистическим;

- функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием.

Система жанров – подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в структурном отношении жанры. Это связано с тем, что при решении конкретной задачи журналист сталкивается с необходимостью обращения к разным методам, которые чаще используются в других жанрах – так «распоряжается» творческая задача жанра. Видоизменение задачи трансформирует методы, их практическое применение. Вообще взаимоотношения функции, предмета и метода подвижны, многообразны и взаимообусловлены.

И, тем не менее, каждый жанр в системе суверенен. Вступая в определенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику отношений между жанрами по своим законам. М.М. Бахтин, говоря о взаимодействии жанров, подчеркивал характер влияния одних жанров на другие: «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.

Но в то же время каждый существенный и значительный жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознать свои возможности и границы»3. Кроме того, появление нового жанра влияет на связи между старыми жанрами.

Однако «живая» жизнь жанров настолько подвижна, что требует рассмотрения второго, внутреннего плана их взаимодействия. Все категории жанра находятся в диалектическом взаимодействии, которое подчинено динамике решения определенной задачи, воплощению замысла всеми необходимыми публицистическими и художественными средствами в ходе творческого процесса.

Рассмотрев теорию жанра и его категории (функция – предмет – метод – содержание – форма) в общем плане, теперь подробнее остановимся на трансформации жанров, происходящей во время создания произведения, т.е. межжанровом взаимодействии.

Предмет, который предопределяет функция, являет собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления, творческого освоения. Содержание и форма – готовый продукт творческой деятельности. Метод – центральная категория, воплощающая в себя процесс творчества и превращение «сырого» материала в произведение. Поэтому взаимоотношения метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. «Выбор жанра для публикации диктует журналисту определяющие методы сбора материала. В свою очередь вариации методов познания, исследования действительности не остаются бесследными для эволюции жанров»4, – пишет В.В. Ученова. Естественно, выбор жанра и характер собранного различными методами материала влияют и на использование в литературной работе разнообразных методов.

Функция и предмет носят объективный характер. Использование же и воплощение творческих методов более индивидуально, субъективно.

Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы.

Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче – сообщение фактов, лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими сведениями в зависимости от конкретного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса), факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляются в ином движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли.

Отметим и еще несколько тенденций в работе современного радиовещания. Современное радиовещание больше воздействует на эмоции слушателей, нередко на уровне подсознания (быстрый ритм, темп чтения текстов, темп музыкальных текстов). Если советское вещание работало на принципах внушения (1930-50-е годы), убеждения (1960-80-е годы), сейчас манипулирование происходит более тонкими методами, которые базируются на «интересах аудитории».

Современное радиовещание — это свободный поток, огромный шквал эфирной информации, который ежесекундно обрушивается на сознание слушателя. Большое значение в этом потоке играет Интернет как один из важнейших каналов доставки радиосообщений. Значительно увеличилось и количество вещателей. Постиндустриальное информационное общество диктует современному человеку новые пути и стереотипы развития. Сам человек становится существом глубоко информационным, неизменно втянутым в информационные потоки. Векторы социума в быстроменяющемся времени и пространстве направлены не только в информационное будущее. Изменения касаются всех направлений общественного развития. Не случайно наряду с термином информационное общество современный социум принято характеризовать как общество потребления, гражданское общество, демократическое общество. И конечно, его можно назвать информационно открытым, плюралистическим и — с учетом стремительного развития Интернета — сетевым. Глобальная сеть позволила увеличить возможности доступа аудитории к разнообразным радиоканалам.

 

Заключение

Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания – это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.

Меняются информационные программы. Идет постоянная конкурентная борьба в эфире за слушателя, а значит, и за рекламодателя, иными стали отношения между разными каналами массовой коммуникации. От «взаимодействия» под партийным руководством они перешли к соперничеству, к более полному и глубокому использованию своих потенциальных возможностей.

Информация как живое «дыхание» общества постоянно меняется. Но методы подхода к ее изучению, литературной обработке, монтажу в программе являются долговременным теоретическим «ключом».

С появлением в эфире коммерческих радиостанций, рассчитанных на интересы молодежи, эта борьба обострилась. Одновременно она высветила главные проблемы вешания, его направления и тенденции. К сожалению, сотрудники некоторых каналов поняли свободу слова как свободу «дурного» самовыражения. Им не хватает профессионализма, культуры, вкуса, уважения к аудитории. Порой они занимают эфирное время дешевой неофициальной информацией, вульгарным общением со слушателями, спекулируя на нетребовательности, невзыскательности, низком культурном уровне некоторых молодых слушателей. Молодые люди, пришедшие к микрофону без специальной подготовки, не задумываются о последствиях своей импульсивной, поверхностной работы, об ответственности перед обществом. Не случайно в учебнике этические нормы в добывании, обработке и выдаче информации, ее оценках рассмотрены наряду с профессиональными, творческими.

В целостной системе вещания заметно усиливается роль и аналитической журналистики. Она все заметнее влияет на общественное мнение, социальное поведение различных групп населения.

Значительные изменения происходят и в жанрах. Их функционирование отмечено большой динамикой, раскрытием их новых внутренних возможностей, связанных с решением задач, видоизменением некоторых методов работы журналиста, особенно в прямом эфире. Развитие жанров тесно связано с политической жизнью общества, использованием условий бесцензурного вещания. Это требует учета в профессиональной учебе и практике молодых журналистов. Поэтому все большее значение приобретают вопросы психологической, правовой, этической подготовки тех, кто завтра придет в студию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: