Глава 1. Традиционные жанры радиовещания

Традиционные и «революционные» жанры радиовещания

(курсовой проект по дисциплине «Современные аудиовизуальные СМИ»)

 

 

Выполнил студент

4 курса, 868-з группы

Леваднева Юлия Валерьевна

________________________

(подпись)

Научный руководитель

Старший преподаватель кафедры

Рюхов Павел Сергеевич

Работа защищена

«___»___________2020 г.

Оценка __________________

 (подпись)

 

Барнаул, 2020

Содержание

Введение.........................................................................................................3  

Глава 1. Традиционные жанры радиовещания............................................7

1.1 Информационные жанры........................................................................7

1.2 Аналитические жанры.............................................................................9

1.3 Документально-художественные жанры.............................................11

Глава 2 «Революционные» жанры радиовещания....................................15

Заключение..................................................................................................19

Библиографический список.......................................................................21

 

 

Введение

Жанр – форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи. Это касается всех сфер творчества: музыки, театра, кино, живописи, литературы, в том числе и публицистики.

В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его различных потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, в государственном, интеллектуальном управлении массами, в формировании отношения людей к миру рождают журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия с определенными целями на умы и чувства людей.

Поэтому главное в жанре – функция, его назначение. Но функция не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет и на который направлена, чтобы воплотиться. Поэтому мы будем говорить о функционально-предметном подходе к жанру.

Все безмерное многообразие видов человеческой деятельности (особенно практической, материализованной) осуществляется по одной модели, по единой «схеме». Предметы, окружающие нас, если это не часть природы, есть результат деятельности человека. Назначение вещи, ее функциональные особенности предопределяют с неизбежной закономерностью весь ход ее создания. Так и в журналистике, являющейся одной из разновидностей человеческой деятельности: любой жанр существует для выполнения определенной задачи. В каждом журналистском произведении «за кадром» остаются материал и методы работы. Содержание и форма готовой продукции демонстрируют путь их реализации.

Как только возникает задача, она сразу же предопределяет ход действий журналиста: поиск информации, набор определенных действий по ее сбору и обработке, операции для ее воспроизведения. В результате появляется определенный материал: содержание закрепляется в соответствующей задаче форме.

Разновидность задач рождает разновидности жанров: так, если необходимо не только взять информацию у человека, но и рассказать о нем, появляется интервью-портрет; получение сведений из разных источников на одну и ту же тему предполагает интервью-анкету, групповое интервью с компетентным официальным лицом – пресс-конференцию.

Характерная особенность становления жанров радиожурналистики состоит в том, что эти процессы проходили сначала через освоение, а затем преодоление газетных форм подачи материала. К одному из промежуточных, но очень важных этапов этого развития нужно отнести радиогазету. Тесная связь вещательной программы 20-х годов с печатью определялась конкретными историческими условиями и задачами: с одной стороны, необходимостью вести пропаганду средствами радио среди широких масс, большинство которых было неграмотно, с другой – преемственностью газетного опыта и изменением этих форм в процессе освоения звуковых возможностей радиопублицистики.

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых, как внутренние, так и внешние, определяются:

– функционированием радиожурналистики в системе средств массовой информации и пропаганды;

– единым типом творчества – публицистическим; – акустическими особенностями коммуникационного канала;

– закономерностями внутреннего развития жанров, их взаимодействием.

Практика вещания последних десятилетий убедительно свидетельствует о том, что существовавшие ранее довольно четкие, чтобы не сказать жесткие, границы между различными жанрами постепенно все больше и больше стираются, и не только между жанрами «родственными»: интервью все чаще принимает вид беседы или «круглого стола», беседа – свойства радиоотчета или комментария и т.д. Налицо сближение жанров, в условной их классификации отстоящих далеко друг от друга, например: очерка и репортажа, репортажа и радиокомпозиции, репортажа и документальной драмы (в этом случае передачу обычно относят к жанру «драмы с открытым финалом»).

Дифференциация жанров зависит от дифференциации целей публицистических выступлений, весь спектр которых направлен на расширение диапазона воздействия на аудиторию. Назначение жанров определяет три основных способа отображения действительности журналистикой:

– сообщение фактов;

– интерпретацию фактов и событий;

– образно-публицистическое раскрытие фактов и событий.

Эти способы отображения образуют соответственно три относительно устойчивые группы жанров радиожурналистики.

I. Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати.

II. Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

III. Документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими): радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, доку-драма и радиокомпозиция.

Существование системы жанров предопределяет внутреннюю взаимозависимость всех ее элементов. Обладая относительной самостоятельностью, любой жанр в то же время является элементом системы, т.е. компонентом, зависящим от функционирования всей, системы. В связи с этим вспомним замечание М.М. Бахтина: «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких ранее уже существовавших жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бытия, по отношению к которой он незаменим.

Но в то же время каждый существенный и значительный новый жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы».

Развитие журналистики есть двуединый процесс: выделения, вычленения жанров, обретения ими новых признаков – и интеграции жанров, их взаимопроникновения, взаимообогащения.

Этот процесс, естественно, оказывает влияние на подвижность жанровых границ.

 

Глава 1. Традиционные жанры радиовещания

Информационные жанры

К информационным (новостным) жанрам радиожурналистики относят информационную заметку, радиокорреспонденцию, радиорепортаж и интервью.

Информационная заметка. Основной жанр новостных радиопрограмм. Всегда связана с конкретным событием, сообщает аудитории новость или дополнительные сведения об известных событиях.

Тематика информационной заметки весьма широка. Основные требования - точность, объективность, оперативность, актуальность.

Для подготовки текста радиозаметки вполне годятся схемы построения новостных материалов, применяемые в печати. Однако есть и специфический прием - повторение сути сообщения. Радиослушатель не может вернуться к тому, что уже произнес диктор, поэтому повторение важнейшей информации в конце сообщения помогает ему понять и запомнить сказанное.

Технические возможности радио позволяют достигать полной оперативности, то есть рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит. Наиболее полно это проявляется в радиорепортаже, но и в заметке активно используются приемы актуализации новости за счет подчеркивания оперативности сообщения. Многие радиозаметки начинаются, например, так: “Только что нам стало известно...”, “В эти минуты в Москве начинается матч...” и т. п.

Еще одна уникальная возможность радио - документальная звукозапись. В радиозаметке она чаще всего используется в виде речи участника (очевидца) события, логически продолжающей предшествующий дикторский текст.

Радиокорреспонденция. В печати корреспонденция относится к группе аналитических жанров. Радиокорреспонденция - жанр информационный, ее можно соотнести с расширенной информацией.

Функция радиокорреспонденции состоит в том, чтобы более подробно, чем в радиозаметке, рассказать о событии и дать ему оценку.

Нередко заметка и корреспонденция для радио готовятся одновременно - заметка для выпусков новостей, корреспонденция - как самостоятельный материал. Корреспонденцию, как правило, читает не диктор или ведущий, а сам автор — это повышает уровень достоверности.

Иногда радиокорреспонденция строится как подробный, детализированный и хронологически последовательный рассказ о событии. В этом случае она напоминает газетный отчет.

Другая схема предполагает условное разделение материала на два элемента - собственно сообщение о новости и авторский комментарий к ней. Такую разновидность радиокорреспонденции называют комментированной новостью.

Радиорепортаж. Наиболее специфический жанр радиожурналистики. Именно в нем особенно ярко реализуется способность радио рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит.

Выполняя ту же функцию, что и газетный репортаж (оперативно, достаточно подробно и эмоционально сообщить об авторском видении неординарного события), радиорепортаж использует для этого собственные выразительные средства радио - слово, шумы, музыку.

Рассказ журналиста о событии по мере его развития с одновременной передачей в эфир называется прямым репортажем. Именно этот вид репортажа развивался на радио до внедрения электромагнитной звукозаписи. И хотя современная техника позволяет радиожурналистам вести “репортажи”, не выходя из студии, профессионал всегда понимает, что только прямая причастность репортера к событию создает ту эмоциональную искренность, адекватную происходящему динамичность, без которых слушатели никогда не ощутят эффект присутствия.

Интервью. Интервью, как и репортаж, пришло на радио из печатных СМИ. Используется и как самостоятельный материал, и как составная часть сложной радиопередачи (новостной программы, радиожурнала), и как элемент другого жанра (репортажа, очерка).

Совпадая с газетным по предмету отражения, по функции и другим критериям, радиоинтервью имеет специфические черты, обусловленные способом передачи информации. Так, журналист-газетчик сам излагает ответы собеседника. Даже диктофонная запись беседы, как правило, специально обрабатывается для печати. Радиоинтервью нередко идет в прямой эфир, то есть создается в тот момент, когда его получает слушатель.

Конечно, предварительная запись на пленку позволяет вносить в текст коррективы, например, изменить порядок вопросов, переформулировать некоторые из них, сократить затянутые ответы. Но и в этом случае радиоинтервью сохраняет голос, стиль речи, интонацию говорящего. Таким образом, если в газетном интервью важно, что сказал собеседник, то в радиоинтервью - что и как сказал.

Следовательно, интервью для радио требует особенно тщательной подготовки. Чаще всего она проводится в форме предварительной беседы с интервьюируемым, во время которой выясняется его взгляд на обсуждаемую проблему, настрой на беседу, корректируются и уточняются вопросы, определяется их последовательность.

Аналитические жанры

Аналитическая радиожурналистика призвана помогать гражданам страны разобраться в сложных перипетиях политической, экономической и социальной жизни, обо всем иметь свое мнение. Включает в себя такие жанры, как аналитическое радиоинтервью, аналитическая радиокорреспонденция, аналитический радиорепортаж.

Аналитическое радиоинтервью. Задача интервью – сообщить актуальные сведения по важному, интересующему аудиторию вопросу, полученные от компетентного человека. Элементы своего отношения, а значит, и оценки происходящих событий, складывающихся ситуаций всегда присутствуют в интервью. Но бывает, журналист ставит перед собой более сложную задачу: не только получить информацию по актуальному вопросу, но и услышать мнение интервьюируемого о предмете разговора. Интервью в таком случае насыщается комментированной информацией. Для убеждения слушателей человек, приглашенный к микрофону, вынужден отвечать на вопросы, требующие оценки, прибегать к аргументации, подкрепляющей его точку зрения. Меняется и характер содержания и вопросов журналиста, и ответов. Если в центр разговора ставится обсуждение важных социальных вопросов, интервью становится проблемным. Некомпетентность журналиста в интервью может проявиться в каких-то деталях, где он не может быть специалистом. Это лучше сразу оговорить, предоставляя слово своему собеседнику. Особенности появления аналитической публицистики в интервью определяются спецификой самого жанра – оперированием только вопросами и ответами, текстом, рождающимся здесь, сейчас. Определяются они и взаимодействием двух речевых потоков и свойствами импровизации.

Аналитическая радиокорреспонденция. Как и репортаж, интервью, может быть и информационной, и аналитической, смотря какие задачи ставит перед собой журналист. Информационная корреспонденция добавляет детали, второстепенные обстоятельства к расширенному радиосообщению. В ней также могут присутствовать прямые оценки, но преобладает информация – сообщение фактов. В аналитической корреспонденции эти акценты сдвинуты. Факты играют вспомогательную роль, они важны не сами по себе, как в информационном сообщении или информационной корреспонденции. Они, подводя журналиста к анализу, «работают» на раскрытие внутренних связей, на исследование конкретной ситуации. Корреспонденция требует всестороннего изучения проблемы – такова у нее задача. И лучше всего знают положение дел специалисты, непосредственно занимающиеся ею. Поэтому желательно приглашение специалистов разных уровней, которые бы освещали информацию, комментировали ее со своей точки зрения. Здесь роль журналиста должна быть особенно активной: сомневаться, переспрашивать, уточнять, выводить разговор на те грани, которые, возможно, нежелательны для тех, кто принимает участие в обсуждении.

Аналитический радиорепортаж. Репортаж – один из самых подвижных, гибких жанров. В основе своей он принадлежит к информационной группе. Но уже в таких информационных репортажах присутствуют элементы оценки. Журналист, находящийся на месте события, осмысливающий происходящее, рассказывает о событии, используя все средства радиожурналистики: звучащее слово, шумы, музыку. Слушатель представляет звуковую картину события, которую ему «нарисовал» репортер. Значит, репортер всю отобранную информацию, фрагменты интервью с участниками события, свои описания окрашивает личным отношением. Оценка проявляется и в том, как рассказывает журналист об увиденном, чему отдает предпочтение, что выделяет. Такой же оценочный отбор идет и в текстах людей, приглашенных к микрофону. Радиорепортаж – тот жанр, в котором с особой силой проявляются все качества журналиста. И в первую очередь – способность к импровизации, к творчеству здесь, сейчас, на месте события, – а это те преимущества, которыми обладает живая радиоречь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: