|
Цель: Уменьшение гипоксии различного происхождения
|
Показания: Цианоз кожных покровов
|
Противопоказания: травмы носа, риниты.
|
Оснащение:
- Источник кислорода
- Аппарат Боброва
- Увлажнитель кислорода
- Стерильный носоглоточный катетер
- Стерильное вазелиновое масло
- Стерильные пинцет и шпатель
- Стерильный материал (марлевые салфетки)
- Лоток для оснащения
- Лейкопластырь, ножницы, часы
- Перчатки
- Сосудосуживающие капли в нос
|
Подготовка пациента: информировать маму о цели и объяснить ход предстоящей процедуры и получить её согласие;
|
Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом).
|
Ход манипуляции:
- Вымыть и осушить руки
- Надеть перчатки
- Подготовить к работе аппарат Боброва:
- налить в чистую стеклянную ёмкость на 2/3 объёма увлажнитель температурой 40- 45 0 С (недопустимо повышать температуру раствора): Предупреждение ожога дыхательных путей.
- Обеспечение обогрева кислорода, который должен быть подогрет до температуры тела.
- длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и присоединить к источнику кислорода,
- обеспечить герметичность соединений при помощи винта на пробке,
- проверить проходимость аппарата
ü Примечание: для увлажнения используют стерильные растворы воды, изотонический раствор натрия хлорита, 2% р-р натрия гидрокарбоната. Обработать дезраствором пеленальный матрац, постелить пелёнку
- Вымыть и осушить руки
- Придать ребёнку возвышенное положение, уложив его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились на приподнятом изголовье матраца (профилактика аспирации рвотных масс).
- Проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы
- Измерить глубину введения катетера (расстояние от козелка уха до крыла носа) для обеспечения попадания струи кислорода в верхние дыхательные пути:
- захватить пинцетом марлевую салфетку и положить её на пальцы левой руки (для сохранения стерильности катетера) - извлечь пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность
- положить в руку на марлевую салфетку вводимый конец катетера и расположить его возле носа ребёнка, а другой конец катетера, у козелка уха, не касаясь лица ребёнка (предупреждение травмы глаз концом катетера) и сделать метку (визуальный контроль за глубиной введения катетера)
Примечание: если отсутствует стандартная метка, её делают полоской стерильного лейкопластыря или влажной стерильной ватой, скрученной вокруг катетера в виде нитки
- Взять катетер как писчее перо правой рукой на расстоянии 3-5 см. от вводимого конца и смазать вазелиновым маслом методом полива:
-облегчение введение катетера
-предупреждение травмы слизистой носа
- Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки (при введении катетер держать перпендикулярно к поверхности лица)
- Проконтролировать положение катетера с помощью шпателя (более высокое расположение катетера ведёт к снижению напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а более низкое к аэрофагии)
Примечание: катетер введён правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1см. ниже язычка мягкого нёба
- Закрепить наружную часть катетера на щеке пациента полосками лейкопластыря:
- обеспечение постоянного положения катетера
- предупреждение непроизвольного удаления катетера
- Присоединить наружную часть катетера через резиновую трубку (длиной не более 60см.) к короткой трубке увлажнителя расположенной над жидкостью, т.к. неувлажненный кислород повреждает эпителий слизистой оболочки дыхательных путей, нарушает механизм очистки её от секрета и бактерий
- Отрегулировать скорость подачи кислорода:
-контролируется ротаметром или быстротой прохождения пузырьков газа через увлажнитель
- Засечь время подачи кислорода (по назначению врача). Продолжительная подача кислорода даже маленькой концентрации может вызвать токсический эффект.
- После истечения назначенного времени оксигенотерапии отключить подачу кислорода
Примечание: при длительной кислородотерапии каждые 30-60 минут следует менять положение катетера в другой носовой ход после предварительного отключения подачи кислорода – предупреждение пролежней и высушивания слизистой оболочки носового хода.
- Удалить катетер через салфетку
- Ввести в носовой ход 2-3 капли р-ра с сосудосуживающим действием (капли, содержащие адреналин и фурациллина) – предупреждение отёка слизистой оболочки в результате раздражения её катетером
|
Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом.
|
Техника безопасности м/с после окончания манипуляции: Вымыть и осушить руки.
|
Осложненя:Ожог дыхательных путей, при большой концентрации кислорода: токсическое воздействие на ткани лёгких, ЦНС, привести к утрате зрения остановке дыхания
|
Оценка достигнутых результатов:Ребёнок выведении из гипоксии
|
|
21. Оказать помощь при рвоте.
Алгоритм
выполнения манипуляции.
| Цель: прекратить рвоту
| Показания: наличие рвоты
| Противопоказания: нет
| Оснащение:
- кипячёная вода для выпаивания;
- чашка, ложка;
- препараты: новокаин, церукал, или аминазин (по назначению врача),
- шприцы, стерильные ватные шарики для инъекций;
- для промывания желудка (по назначению врача):
- желудочный зонд;
-резиновый фартук;
-ёмкость с раствором для промывания 20-22С;
-таз для промывных вод;
-лоток для оснащения;
-лоток для отработанного материала;
-марлевые салфетки;
-шпатель;
-стерильная ёмкость для промывных вод;
-бланк – направление;
-резиновые перчатки
| Подготовка пациента: Объяснить маме ребенка возможные осложнения и какое положение нужно придать ребенку для того, чтобы избежать аспирации.
| Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом).
| Ход манипуляции.
- Уложить пациента с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок – для профилактики аспирации рвотных масс
- Расстегнуть стесняющую одежду – для обеспечения экскурсии лёгких.
- Обеспечить доступ свежего воздуха:
-Для облегчения дыхания
-Для исключения неприятных запахов
- По назначению врача промыть желудок:
-Механическое удаление токсинов, ядов
-Промывание желудка в некоторых случаях может ухудшить состояние больного!!!
- Приготовить для введения: Per os 0,25% р-р новокаина, в/м церукал, (реглан), при неукротимой рвоте – в/м аминазин
Примечание: каждый последующий препарат вводить в случае неэффективности предыдущего.
- После рвоты:
а) прополоскать рот водой (обеспечение гигиенического комфорта)
б) назначить водно-чайную паузу на 2-4 часа (обеспечение оральной регидратации, исключение дополнительных провоцирующих рвоту раздражителей)
в) при необходимости отправить рвотные массы в лабораторию в сопровождении направления (для определения возможной причины возникновения рвоты)
выяснить причину рвоты и постараться её удалить - профилактика повторного возникновения рвоты.
| Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом.
| Техника безопасности м/с после окончания манипуляции:
- Снять перчатки
- Вымыть и осушить руки.
| Осложнения: возможны при промывании желудка или как реакция на вводимые препараты.
| Оценка достигнутых результатов: рвота прекратилась
|
|
|
23. Взять мазок из носоглотки на менингококк.
|
Алгоритм
выполнения манипуляции.
Цель:собрать материал для бактериологического исследования.
|
Показания: обследование контактных и больных
|
Противопоказания: нет
|
Оснащение:
- резиновые перчатки, маска;
- стерильная пробирка с сухим ватным тампоном, изогнутым вверх;
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк-направление в лабораторию;
- стеклограф.
Обязательное условие:
забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла
|
Подготовка пациента: Объяснить маме цель и ход предстоящей процедуры и получить её согласие.
|
Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом).
|
Ход манипуляции:
- Выписать направление в лабораторию
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки - Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку);
- Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;
б) руки и туловище фиксирует одной рукой;
в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку
- Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него
- Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован
- Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта изогнутым концом вверх, за язычок в носоглотку;
- двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки;
- Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.
- немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при t 37-38.
|
Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом.
|
Техника безопасности м/с после окончания манипуляции:
- Снять маску, перчатки.
Вымыть и осушить руки.
|
Осложнения: нет
24. Взять мазок на BL из зева, носа.
Алгоритм
выполнения манипуляции.
Цель:собрать материал для исследования на ВL.
| Показания: обследование контактных и больных
| Противопоказания: нет
| Оснащение:
- резиновые перчатки, маска;
- стерильная пробирка с сухим ватным тампоном (2 шт.)
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк-направление в лабораторию;
- стеклограф.
Обязательное условие:
забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла
| Подготовка пациента: Объяснить маме цель и ход предстоящей процедуры и получить её согласие;
| Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом).
| Ход манипуляции:
- Выписать направление в лабораторию
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки - Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку)
- Стеклографом промаркировать пробирки «Н»,«3» (нос, зев)
- Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;
б) руки и туловище фиксирует одной рукой;
в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку
- Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован
- Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него
- Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта;
- Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - миндалина – язычок.
Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию - материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани
- Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.
- отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления не позднее 3 часов после забора.
| Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом.
| Техника безопасности м/с после окончания манипуляции:
- Снять маску, перчатки.
Вымыть и осушить руки.
| Осложнения: нет
| Оценка достигнутых результатов: мазок взят
|
|
Уход за ногтями.
Алгоритм