Цели коммерческих и некоммерческих коммуникаций на тактическом и оперативном уровне должны определяться на основе генеральных целей финансово-банковской структуры (производственных, финансовых, социальных, коммерческих), стратегической миссии, культуры и маркетинговой политики.
Коммуникативные цели имеют сложную структуру, так как, помимо коммерческих целей, определяемых на тактическом уровне в соответствии с планом маркетинга, содержат некоммерческие цели.
Большое разнообразие всевозможных целей можно свести к двум большим группам:
1) цели в области сбыта, или направление на непосредственное побуждение к определенным действиям;
2) цели в области коммуникаций, или косвенное воздействие.
Осуществление целей в области сбыта ведет к ощутимому приросту таких показателей, как объем продаж. Цели в области коммуникаций направлены на передачу определенных идей, формирование имиджа и изменение потребительских привычек, что содействует росту уровня сбыта в долгосрочной перспективе.
|
|
Определение целевых аудиторий
Целевые аудитории бизнес-коммуникаций должны быть четко определены в соответствии с тактическими целями, которые должна реализовать коммуникативная политика. Основными целями, на которые направлена коммуникативная политика, являются коммерческие организации, реальные и потенциальные клиенты, деловые партнеры, являющиеся базовыми для стратегического и тактического маркетинга.
Помимо коммерческих целей, необходимо четко идентифицировать некоммерческие.
Выработка коммуникационной концепции
Цели, целевые аудитории и факторы, воздействующие на коммуникативный комплекс, должны быть комплексно определены на текущий момент и в соответствии с тенденциями во внешней и внутренней среде. Необходимо выделить ключевые элементы бизнес-коммуникаций, которые являются приоритетными и оказывают сильное влияние на состояние внутренних и внешних коммуникаций.
Учитывая сложность, динамичность и непредсказуемость внешней среды, необходимо разработать несколько сценариев развития коммуникативного комплекса, рассчитанных на более благоприятное и менее благоприятное состояние внешней среды. В каждом варианте сценария должна быть обоснована комбинация элементов бизнес-коммуникаций с соответствующей предвари- тельной оценкой средств, необходимых для функционирования коммуникативного комплекса.
Диагностика коммуникативной ситуации банка
Диагностика коммуникативной ситуации банка состоит из анализа:
>• факторов внешней среды,
>• внутренних и внешних коммуникаций банка.
|
|
Анализ факторов внешней среды включает:
>• макросреду маркетинга: политическую, экономическую, культурную, технологическую, социальную и демографическую;
>• коммуникации между банками и государством;
>• характер правового поля и его влияние на бизнес-коммуникации;
>• характер налогового поля;
>• существующую культуру предпринимательства.
Анализ внешних коммуникаций банка включает:
>• описание существующей культуры бизнес-коммункаций;
>• соответствие коммуникативной политики генеральным целям;
>• основы позиции банка во внешней среде (лоббирование, обеспеченность финансовыми ресурсами, авторитет, монополия, марка);
>• динамику корпоративного имиджа и его структуру.
В ходе анализа внешних коммуникаций проводится диагностика коммерческих коммуникаций, которые включают характеристику основных коммерческих элементов коммуникативного комплекса:
>• идентификацию некоммерческих коммуникаций при продвижении продуктов;
>• характеристику банковских продуктов банка, стадии жизни и использование коммуникативных средств при их продвижении;
>• определение сервисного комплекса услуг банка;
>• дистрибуцию банковских продуктов и ценовую политику;
> позиционирование банка и описание марки банка;
> анализ потребителей, их потребностей, мотивации при выборе банковского продукта;
>• тип рынка и его динамику (быстрорастущий новый рынок);
> анализ коммуникаций с партнерами, посредниками.
Диагностика и анализ некоммерческих коммуникаций должны осуществляться по следующим направлениям:
> коммуникации, связанные со стратегической миссией и определяющие наличие таких бизнес-коммуникаций, как меценатство и благотворительность, позиционирование банка как социального института;
>• характер лоббирования и его динамика, взаимозависимость с коммерческой деятельностью.
Диагностика и анализ внутренних коммуникаций банка должен осуществляться по таким направлениям:
>• анализ системы управления и стиля менеджмента;
>• описание базовых ценностей организационной культуры и выявление степени их прогрессивности;
>• анализ соотношения организационной культуры и организационной структуры;
>• наличие в организационной схеме структуры, отвечающей за внешние коммуникации (отдел маркетинга, отдел рекламы и т. д.);
>• степень влияния руководителей банка на коммуникативные решения, в том числе на распределение коммуникативного бюджета;
>• логика формирования расходов на коммуникацию (по оста- точному принципу исходя из целей и задач стратегии маркетинга, волевое решение руководства, действия конкурентов);
>• наличие традиций в области использования корпоративных коммуникаций. После диагностики внешних и внутренних коммуникаций необходимо комплексно и системно определить ключевые проблемы коммуникации и факторы, влияющие на внешние и внутренние коммуникации.
Разработка плана бизнес-коммуникаций
Подробный коммуникативный план должен включать программу по каждой бизнес-коммуникации, использование которой предусмотрено в сценарии развития бизнес-коммуникаций.
В рамках программы коммуникации должны быть определены ответственные лица по выполнению коммуникативных мероприятий.
Для реализации программы коммуникации возможен выбор между такими средствами продвижения, как реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта услуг, прямой маркетинг, личные продажи.
Данные средства могут быть использованы в качестве продвижения финансово-банковской структуры в деловом окружении (сфера бизнеса) и для продвижения банковских продуктов.
Механизм формирования коммерческой банковской рекламы аналогичен формированию программы коммуникаций банка. Его можно представить в виде определенной последовательности.